16.01.2012 00:21
Культура

Ушел из жизни создатель шедевров музыкального телекино Евгений Гинзбург

Ушел из жизни режиссер и сценарист Евгений Гинзбург
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (5679)
Читать на сайте RG.RU

Инсульт прервал жизнь Евгения Гинзбурга - одного из немногих рыцарей и классиков музыкального телекино. Это свое мастерство он передал и "большому кинематографу", продолжив лучшие традиции отечественного мюзикла.

Один из его последних фильмов для "большого экрана" уже практически не дошел до зрителей в силу безразличия новорусского проката к российскому кино. Это была "Анна" - музыкальная версия драмы Островского "Без вины виноватые", где действие было перенесено в наши дни, и Любовь Казарновская сыграла знаменитую певицу по фамилии Кручинина. На фестивале "Литература и кино" фильму дали приз с формулировкой "За невероятную до изумления трактовку великой пьесы", но на экраны он уже не вышел. Один из популярнейших в прошлом жанров доживал последние дни: рожденная песенной, наша страна переходила на язык суровой прозы.

А начинал Евгений Гинзбург в пору его расцвета и всенародной любви. Начинал на телевидении, художественный уровень которого в этом жанре определил на многие годы.
Он делал знаменитые "Бенефисы", музыкальные шоу в честь популярнейших звезд: Людмилы Гурченко, Веры Васильевой, Татьяны Дорониной, Ларисы Голубкиной, Сергея Мартинсона, Савелия Крамарова. Делал феерические "Волшебные фонари" - музыкально-пародийные фантазии по мотивам мирового кино. С Людмилой Гурченко он встречался на съемочной площадке еще не раз: сняв ее двойной телеконцерт "Песни войны" и "Любимые песни", где заложил основы будущей школы отечественного музыкального клипа, и дебютировав на "большом экране" киномюзиклом "Рецепт ее молодости" на сюжет фантастической пьесы Карела Чапека "Средство Макропулоса".

Жанр мюзикла он увлеченно разрабатывал всю жизнь: он его понимал, чувствовал и умел воплощать. Любил его особый ритм, его кураж, его азарт и фантазийную природу. При этом всегда брал в основу серьезную литературу. К упомянутым Островскому и Чапеку добавим Мопассана ("Руанская дева по прозвищу Пышка"), Вольтера ("Простодушный"), популярного в СССР фантаста Александра Беляева ("Остров погибших кораблей"), грузинского классика Важу-Пшавелу ("Свадьба соек"). Перевел он на язык музыкального кино и древнегреческий эпос об аргонавтах ("Веселая хроника опасного путешествия").

Это были фильмы яркие, бравурные, они ошеломляли зрителя водопадом режиссерских парадоксов, заражали неистощимой молодой энергией и в дни праздников становились столь же непременным "фирменным блюдом" наших экранов, как и комедии Эльдара Рязанова. Если в дни памяти о мастере телеканалы решат повторить какие-то из этих лент - не пропустите их, снова убедитесь в том, какую высочайшую планку задавали в те годы эти сугубо развлекательные телевизионные фильмы. Сегодня на контрасте они поражают еще больше. Евгений Гинзбург одним из первых рискнул пересадить на российскую почву приемы парижского кафе-шантана, американского бурлеска и даже испанских "сарсуэлас", при этом в его фильмах-шоу доминировала все равно Россия - бесшабашная, разгульная, парадоксальная, легко переходящая от веселья к сантиментам. Его "Песни войны" и "Любимые песни" - еще один бенефис Людмилы Гурченко - остаются, возможно, самым проникновенным и искренним музыкальным памятником эпохе Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, полных надежд и любви. И я думаю, что именно благодаря Евгению Гинзбургу мы по-настоящему узнали эту сторону дарования великой актрисы, словно рожденной для синтетического жанра мюзикла. Музыкальные фильмы Евгения Гинзбурга не раз награждались премиями ТЭФИ, призами отечественных фестивалей и международного фестиваля в Монтре.

Ранний уход Евгения Гинзбурга - это невосполнимая брешь в эстафете традиций музыкального жанра. Его студенты остались без своего мастера. Будем надеяться, они смогут продолжить его дело.

Наше кино Утраты