Их песни не похожи одна на другую, как не похожи друг на друга персонажи лидера и вокалистки группы Светланы Залесской-Бень (на минуточку - режиссера Белорусского государственного театра кукол), меняющего на сцене павлиньи перья на манерные шиньоны и старушечьи очки-колеса. И вокруг этой буффонады - изысканная музыка и стихи, немного ретро, немного фанка, немного джаза...
В тонкости творчества минского кабаре-бэнда "Серебряная свадьба" обозреватель "СОЮЗа" вникал в разговоре со Светланой Бень.
Светлана, на сцене у вас всегда феерия. А вот название группы, по-моему, - с оттенком печали, грусти. Все-таки серебряные свадьбы отмечают уже люди в возрасте...
Светлана Бень: Совершенно не согласна! Серебряная свадьба - редко встречающийся и достойный уважения благородный момент, когда люди проживают десятки лет вместе и сохраняют отношения так, что даже собираются отмечать это событие. Я бы назвала это торжеством добродетели. Человеком в возрасте руководят уже какие-то высшие материи.
Жанр кабаре, который вы показываете на сцене, считается развлекательным. А ваши героини на сцене чаще всего трагичны.
Светлана Бень: Образ кабаре - сложный, философский и печальный. Здесь человек что-то сообщает миру в игре, без лишнего пафоса. В кабаре сплетены разные виды искусств, музыки, театра. Нам, например, очень важна визуальная сторона, мы на сцене часто меняем реквизит, переодеваемся, разыгрываем сценки...
Этакий протест против обыденности .
Светлана Бень: Мне больше нравится слово "преобразование", преображение мира в нечто более яркое.
Поэтому, наверное, вам удается делать песни даже и из художественной прозы того же Бертольда Брехта.
Светлана Бень: Да, песня "Старая падла" написана по мотивам брехтовского рассказа "Беспутная старуха". Это про бабушку, что всю жизнь жила для семьи, для детей, для мужа. А потом дети разъехались, муж умер, и она на старости лет решила пожить в свое удовольствие и потратить все деньги на свою личную развеселую жизнь. На сцене я переодеваюсь в какую-то хламиду, напяливаю очки, шляпку и запеваю под гармошку-концертино...
Вы театральный режиссер, композитор и поэт. Что появилось раньше - театр или музыка?
Светлана Бень: Развивалось все параллельно и одновременно. Раньше всего я начала петь, причем про себя, и, думаю, что с самого рождения. Тогда же, как в жизни каждого ребенка, в виде бесконечной игры, появился и театр. И я эту игру и не собираюсь оставлять. Я хочу играть всю жизнь.
Причем в куклы...
Светлана Бень: Напрасно иронизируете, кукольный театр - очень мистический, очень взрослый, не предназначенный для детей изначально. Детям он нравится потому, что в нем больше магии, он полон древних сакральных ритуалов в большей степени, чем театр драматический. Детей, тонких и мистических существ, это впечатляет.
Насколько мне известно, "Серебряная свадьба", как проект, вышла из "квартирника"...
Светлана Бень: Нас все время двигали и двигают наши зрители, слушатели. Однажды мы шутки ради где-то спели, кто-то снял это на любительские камеры, потом нас стали снимать на камеры более профессиональные, музыка распространялась через Интернет - и потом эти песни без нашего шевеления единым пальцем оказались на большой площадке. Нам дарили костюмы и реквизит, покупали наши растиражированные на компьютере диски, вкладывали в нас деньги...
Вы лишь в прошлом году выпустили первый студийный альбом "Сердечная Мускулатура". До этого группу только по записям "квартирников" и знали.
Светлана Бень: Я в принципе очень сомневаюсь в возможности перенесения на какой бы то ни было носитель живого кабаре. Его лихую атмосферу на записи полностью не передать, кабаре процентов на 90 - общение зала и сцены. Концерт - это ведь подчеркнутая "несделанность", жизнь, зритель должен не только послушать, но и заворожиться. Люди очень любят играть, но не всегда имеют такую возможность. Если мы на концертах им такую возможность даем - так это просто прекрасно.
Вы ведь и в театре играете вместе с публикой, а свой спектакль "Пеппи Длинный чулок" так и просто делали вместе с одной из зрительниц.
Светлана Бень: Четвероклассница Таня Шадрина победила в нашем конкурсе рисунка, и по ее эскизам мы делали сценографии к "Пеппи". Спектакль получился очень веселым, очень детским, и там есть моменты, где в него активно включаются зрители.
А группа не планирует и дальше сотрудничать с театром?
Светлана Бень: Очень хочется экспериментов в звучании, хочется спектаклей, в которых группа и создает музыку, и выходит на сцену. Мы обо всем этом думаем, и все это может состояться в скором будущем. Все меняется ежеминутно, и это прекрасно - мы подвижный и дышащий организм. Сейчас группа работает в студии, готовит альбом, в котором будут песни, что накопились за последнее время, самые важные для нас.
А продвигается ли ваш новый проект "Бенька и оркестр минималистов-дадаистов "Додо"?
Светлана Бень: Да, я сочиняю песни, вдохновившись эпохой и творчеством художников-дадаистов и современных бардов, этаких лириков от физики, интеллигентов. В этом проекте другие музыканты и другие инструменты - фортепиано, терменвокс, ксилофон, электронные и живые барабаны. Все очень камерно, звук на этих записях получается легкий, нежный, прозрачный, близкий к романсу.
Светлана, как вы все успеваете? У вас ведь летом родился второй ребенок!
Светлана Бень: Конечно, с рождением дочки времени на музыку остается совсем мало, но, надеюсь, одно другому скоро перестанет мешать, и мы с обоими детьми будем путешествовать вместе и многое сможем вместе сделать. Но уже сегодня дочка для меня - бесконечный источник вдохновения и волшебства.
Досье "СОЮЗа"
Группа "Серебряная свадьба" организовалась в 2005 г. вокруг режиссера Минского театра кукол Светланы Залесской-Бень. Инструменты: гитара, контрабас, труба, тромбон, саксофон, скрипка, туба, концертино, барабаны, В репертуаре - песни Светланы Залесской-Бень на русском и французском языках с элементами буффонады, театра кукол и кабаре. Концертная география: Минск, Москва, Владимир, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сибирь и Урал, Киев, Варшава, Вильнюс, Париж, Германия, Голландия и т.д.