Вчера мидовский "пул" журналистов на несколько часов раздулся до мегаразмеров. В российском МИДе глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров держал ответ перед четвертой властью.
Который год в середине января министр иностранных дел России собирает журналистов на "итоговую" пресс-конференцию. Впрочем, каждый раз Лавров больше говорит о будущем, нежели вспоминает события прошедшего года. Вчерашнее общение с прессой не стало исключением.
"Я уважаю фотокорреспондентов. Если хотите, я потом специально для вас почешусь", - пошутил Лавров, когда в очередной раз во время пресс-конференции фотографы попытались ослепить его своими вспышками. Не менее уважительно отнесся российский министр и к "пишущим" журналистам, отвечая более двух часов на провокационные и не очень вопросы. Интерес к общению с главным дипломатом России был настолько велик, что даже после того, как было объявлено: "Сейчас прозвучит последний вопрос", в зале продолжал стоят лес рук. С полной версией ответов Лаврова можно ознакомиться на сайте российского МИДа. Ну а "Российская газета" ниже публикует наиболее красноречивые заявления министра:
О войне между США и Ираном
- Я даже не буду гадать, когда это может произойти, потому что мы делаем все для того, чтобы это не произошло. Последствия (войны. - "РГ") будут тяжелейшими. Мы этим озабочены серьезно... Большие потоки беженцев устремятся из Ирана. В том числе в Азербайджан, а оттуда в Россию. Это одна и далеко не самая главная часть проблемы. Это не будет легкой прогулкой. Просчитать все последствия невозможно. То, что это подольет масла в огонь, пока еще тлеющий огонь суннито-шиитского противостояния, у меня сомнений не вызывает. И дальше - цепная реакция. Я не знаю, где она остановится.
Об американской ПРО
- Из наших бесед с американскими коллегами вытекает, что они как минимум не исключают, что та ПРО, которую они создают, будет иметь характеристики, способные создать риски для нашего ядерного потенциала... Я не говорю, что это как бы является целью... Планы США создать систему противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, являются одной из главных проблем в российско-американских отношениях.
О грузинских детях и Саакашвили
- Если бы все зависело от России, то никаких препятствий для развития отношений (с Грузией. - "РГ") по многим направлениям не существовало бы... Однако нас не может не беспокоить продолжающаяся линия на то, чтобы выставлять Россию в образе врага грузинского народа, воспитывать в таком ключе молодых грузин и грузинок и сеять семена вражды на долгие годы вперед... Практически любые высказывания Саакашвили ставят в ступор. Меня просто поразило одно из них, когда он сказал, что Георгиевский трактат был первым случаем оккупации Грузии Российской империей. Я сначала просто посмеялся, но потом понял, что этому учат детей в грузинских школах. Это страшно. Когда Грузия нашла покровительство у России, спасаясь от агрессивных соседей с другой стороны, и эта совместная страница истории подается как оккупация Россией Грузии, это страшно. Мы это уже проходили накануне Второй мировой войны. Надеюсь, что грузинский народ будет все-таки руководствоваться своими коренными интересами и не будет поддаваться на попытки посеять вражду между нами.
О введении иностранных войск в Сирию
- Если кто-то вознамерится любой ценой применить силу, а я уже слышал призывы ввести какие-то арабские войска в Сирию, то едва ли мы сможем воспрепятствовать, если уж кто-то захочет что-то подобное сделать. Но пусть это происходит по их собственной инициативе, пусть это будет на их совести. Никаких полномочий от Совета Безопасности ООН они не получат.
О проблемах в отношениях с Украиной
- У многих российских предприятий (на Украине. - "РГ") есть проблемы, их собственность подвергается попыткам национализации, рейдерским захватам. Это вещи, которые происходят в реальной экономике и которые должны решаться в правовом поле. Это относится и к газовым контрактам, кстати... Если мы хотим быть близкими партнерами, то мы должны учесть интересы друг друга. Россия готова в полной мере учесть интересы Украины при учете наших интересов украинскими друзьями.
О работе дипломатов России во время катастрофы "Коста Конкордия"
- Как только наше посольство узнало о том, что произошло, туда приехал наш представитель. Он связался с итальянским штабом спасательной операции... Мы первые получили информацию о том, что на борту находились наши граждане и что из них никто не пострадал. Это было уже известно в середине дня 15 января, а с 14 января посольство организовало круглосуточное дежурство... Нас упрекали в том, что японцы вывозили своих граждан на вертолетах. Я поинтересовался у итальянцев, и нам заявили, что это не соответствует действительности, так как на вертолетах вывозили всех пострадавших... Пострадавшим купили одежду, привезли воду. Я не могу принять упреки в адрес посольства и считаю его работу образцовой.
150 миллионов рублей выделено из бюджета России Фонду защиты прав соотечественников.