19.01.2012 09:26
Экономика

Эксперт: Беларусь и Восточная Сибирь должны развивать совместные предприятия

Продвижению белорусских товаров за Урал помогут совместные предприятия
Текст:  Александр Григоренко
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (5682)
Читать на сайте RG.RU

В начале февраля на магистрали Красноярска выйдет двенадцать новых троллейбусов белорусского производства, приобретенных на средства городского бюджета.

Покупка электротранспорта - лишь один из множества примеров сотрудничества крупного сибирского региона и Беларуси. Насколько сегодня широки эти связи и каковы перспективы их развития? Об этом "РГ" рассказал руководитель отделения посольства Республики Беларусь в Красноярске Григорий Зубкевич.

РГ: Григорий Петрович, чем вызвано открытие отделения посольства в Красноярске?

Григорий Зубкевич: Поскольку Белоруссия являлась "сборочным цехом Советского Союза", политика нашего президента изначально была направлена на восстановление связей, утраченных после распада СССР. Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с Россией является основополагающим. Начиная с 1998 года отделения посольства открыты в одиннадцати российских регионах - от западных территорий до Хабаровска. Красноярское работает с сентября 2010 года, в сферу его ответственности, кроме Красноярского края, входят еще пять субъектов федерации - республики Тыва, Хакасия, Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край.

РГ: В чем особенность работы с восточносибирскими регионами?

Григорий Зубкевич: Признать, что здесь, как и вообще за Уралом, недостаточно хорошо знают нашу продукцию. Бытует стереотип, что везти ее придется далеко и поэтому покупать невыгодно. Но это совершенно не так. Белорусские товары могут быть вполне конкурентоспособными на рынках Восточной Сибири по цене, качеству, техническим характеристикам и другим показателям. Например, те же "БелАЗы" значительно дешевле американских или японских аналогов, при этом принципиально им не уступают. Поэтому нашими самосвалами вывозится сорок процентов мировых карьерных грузов, белорусские машины работают во многих странах. Сегодня мы выпускаем самосвалы грузоподъемностью 350 тонн, а скоро на конвейер будет поставлен 420-тонник. Сибирские предприятия закупают порядка 200-250 "БелАЗов" в год, и завод готов произвести столько машин, сколько будет необходимо российским потребителям. Кстати, примерно такие же объемы продаж в Красноярском крае у другого национального бренда - тракторов "Беларусь", составляющих восемьдесят процентов российского тракторного парка. Это немного. Для сравнения: Краснодарский край закупал около четырех тысяч машин в год, Ставрополье - 2 800, что, впрочем, естественно, поскольку в этих регионах земледелие более развито, чем в Сибири.

РГ: Да, но при этом руководители сельхозпредприятий часто нацелены на технику западноевропейских, американских, японских производителей.

Григорий Зубкевич: Это, опять же, потому, что продукцию белорусского машиностроения, за исключением тракторов "Беларусь", в России знают не очень хорошо - скажем, комбайны и кормоуборочные машины, которые выпускает ПО "Гомсельмаш". Между тем они практически не уступают западным образцам и по некоторым параметрам превосходят их. Приведу пример. В 2007 году в одном из хозяйств Краснодарского края проводили соревнования c участием пяти марок комбайнов - ростовского "Дона", нашего КЗС, немецкой, американской и голландской машин. Их оценивали по скорости уборки, потерям зерна и другим показателям. Первые два места заняли немецкий и голландский, а третье, с минимальным отставанием, - наш, гомельский комбайн. Но при этом цена и стоимость техобслуживания КЗС вдвое ниже, чем у западных образцов. В итоге сельхозпредприятие, которое организовало это соревнование, закупило партию из 200 белорусских машин, а впоследствии там было создано совместное предприятие по сборке белорусских комбайнов. Кстати, в Канске на базе "Канскагропромтехники" также создано совместное предприятие по выпуску пресс-подборщиков, пользующихся хорошим спросом у сельхозпроизводителей. Есть договоренность об организации производства кормоуборочных комбайнов. В целом линейка техники постоянно расширяется, все больше предприятий открывают в Сибири свои представительства, проводят выставки, на которых демонстрируют образцы техники.

РГ: Вы говорите, что белорусскую продукцию плохо знают за Уралом. Как изменить ситуацию?

Григорий Зубкевич: Прежде всего, это задача для самих белорусских предприятий. Сегодня, помимо разовых выставок, необходимо создавать постоянно действующие выставки-продажи, а представители заводов должны предлагать полную линейку техники, чтобы потенциальный покупатель мог не просто видеть картинку, а, что называется, пощупать руками, посмотреть, как она работает. Кроме того, чтобы завоевать рынок, нужно не только продавать, но и искать возможность создания совместных предприятий, тем более, свыше половины составляющих белорусской техники производится в России.

РГ: Нынешний уровень кооперации можно сравнить с советскими временами?

Григорий Зубкевич: Думаю, процентов на восемьдесят связи восстановлены. В целом в кооперации с белорусскими компаниями работает свыше пятнадцати миллионов россиян. Тот же Минский тракторный завод сотрудничает с более чем 250 предприятиями России, в стоимости наших карьерных самосвалов шестьдесят процентов - российская составляющая. Кроме того, мы производим карьерную, дорожную, снегоуборочную технику, которая также продается в РФ. Здесь покупают наши автобусы и троллейбусы, партию которых недавно приобрел Красноярск.

РГ: Если говорить об электротранспорте, то почему, на ваш взгляд, городская власть предпочла именно белорусскую технику?

Григорий Зубкевич: Есть два основных фактора. Троллейбус производства минского завода "Белкоммунмаш" потребляет на тридцать процентов меньше энергии, чем машины, используемые сейчас в городе. Во-вторых, троллейбусы закуплены по кредитной линии Сбербанка России. Правительство Республики Беларусь заключило с ним договор, согласно которому банк кредитует российских покупателей, а правительство компенсирует процентную ставку. Благодаря беспроцентному кредиту Красноярск купил двадцать, а не десять машин, как планировал сначала. Первые двенадцать троллейбусов скоро выйдет на линию. Надеюсь, что это не последняя партия электротранспорта, которую закупает город. Кроме того, Красноярск приобрел 75 наших автобусов, Норильск - пятьдесят. Их качество еще предстоит оценить пассажирам и перевозчикам, но, во всяком случае, пока негативных отзывов не поступало.

РГ: Помимо техники, одним из "козырей" белорусской промышленности называют текстиль. Насколько широко он представлен в сибирских регионах?

Григорий Зубкевич: По меньшей мере, его здесь знают. В Красноярске, например, есть специализированные магазины. Однако возможности используются далеко не полностью и это - недоработка наших предприятий. Мы, в частности, рекомендовали создать здесь склад готовой продукции, которую производит белорусская легкая промышленность. Сегодня, когда между нашими странами, по сути, нет границ и таможенных пошлин, возникает только один вопрос - возмещения налога на добавленную стоимость. Оформление документов на возврат НДС - объемная бумажная операция. А склад избавил бы местных предпринимателей от этой работы, равно как и от необходимости ехать в Белоруссию за товаром. Но, к сожалению, белорусские предприятия пока не прислушались к нашим рекомендациям.

РГ: Недавний финансовый кризис в республике отразился на динамике торгово-экономических отношений?

Григорий Зубкевич: Нет. В 2011 году товарооборот составил около трех с половиной миллиардов рублей - это рекордный показатель. Динамика положительная, хотя, естественно, хотелось бы работать больше и лучше. Повторяю, многое зависит от наших предприятий, которым нужно отходить от прежнего стереотипа, когда россияне к нам приезжают за товаром. Это время прошло, сегодня нужно идти к покупателю, представлять свой товар, завоевывать рынки.

Экономика Красноярск Восточная Сибирь