19.01.2012 08:49
Экономика

Эксперт: На Среднем Урале каждые три дня кто-то погибает на рабочем месте

Из-за безответственности работодателей увеличилось количество тяжелых несчастных случаев на производстве
Текст:  Елена Ключевская (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5682)
Читать на сайте RG.RU

По данным государственной инспекции труда, каждый день в Свердловской области один или два человека в результате несчастных случаев на производстве получают увечья, и в среднем каждые три дня кто-то погибает на рабочем месте. В 2011 году в регионе произошло 522 несчастных случая, из них 98 - со смертельным исходом. При этом число тяжелых травм увеличилось за год на 21 процент.

В чем причина такой ужасающей статистики? Что творится в сфере охраны труда? Какие предприятия и отрасли входят в зону риска? Об этом в интервью "РГ" рассказал руководитель государственной инспекции труда в Свердловской области Федор Кравцов.

Российская газета: Федор Алексеевич, можно ли на основании этих цифр сделать вывод о том, в каких сферах, на каких предприятиях работать опаснее всего?

Федор Кравцов: Если говорить о несчастных случаях со смертельным исходом, то однозначно лидирует строительная отрасль, следом идет обрабатывающая промышленность. Последнее ЧП, расследованием которого сейчас занимаются сотрудники нашей инспекции, произошло несколько дней назад. 25-летнего рабочего на стройке завалило кирпичами, он погиб на месте. К слову, строитель был без защитной каски.

Статистика говорит о том, что на протяжении последних лет в строительной сфере люди гибнут очень часто. 39 смертельных случаев зафиксировано в 2008-м, когда отмечался бум строительства, чуть меньше - 29 - в 2009-м, когда в отрасли начался спад, в 2011 году вновь произошло 39 случаев гибели при проведении строительных работ. Так что можно, конечно, попытаться оправдать этот рост тем, что строительство активизировалось. И все-таки главная беда в том, что на предприятиях отрасли не созданы условия для безопасного проведения работ.

И еще один немаловажный аспект: сегодня подавляющая масса рабочих на стройках - мигранты. Порой они не знают русского языка и не понимают, что написано в многочисленных инструкциях по технике безопасности. Даже перевести им эту информацию часто бывает некому. При этом очень многие работают без оформления трудового договора. А это значит, что какая-то часть несчастных случаев, в том числе и с летальным исходом, в принципе может не попадать в статистику.

РГ: Получается, что истинная картина выглядит еще более тревожно? Помните, СМИ сообщали, что рядом со строительным объектом нашли тело рабочего-мигранта? Было подозрение, что погиб он при проведении строительных работ, но доказать это оказалось невозможно.

Федор Кравцов: По крайней мере исключать подобные факты нельзя. Найти виновного в очередном несчастном случае бывает очень сложно. Есть заказчик строительства,  есть подрядчики, субподрядчики, и выявить, кто конкретно привел на предприятие людей, - иногда это задача со многими неизвестными. Никто не хочет брать на себя вину, тем более когда речь идет о гибели людей. К слову, сейчас разрабатываются поправки в  законодательство: планируется ужесточить меры ответственности виновных в несчастных случаях. Предполагается, что штрафы для работодателей могут составить до 800 тысяч рублей, что в несколько раз больше, чем сегодня. Думаю, это станет одной из  действенных мер.

РГ: А что все-таки является главной причиной травматизма на производстве: работодатели не занимаются охраной труда, сами рабочие не соблюдают правила безопасности или подводит изношенное оборудование?

Федор Кравцов: На первом месте среди причин несчастных случаев с тяжелыми  последствиями стоит неудовлетворительная организация производства работ - 40 процентов от общего числа. На втором - недостатки в подготовке работников по охране труда - 10 процентов. Далее следует целый спектр причин - от эксплуатации неисправных машин и механизмов до нарушений технологического процесса и неприменения работником средств индивидуальной  защиты.

К слову, объяснить пренебрежительное отношение работников к своей жизни и здоровью порой просто невозможно. На некотором оборудовании специально установлены ограничители: скажем, когда человек попадает в опасную для него зону, механизм автоматически отключается. Однако наши умельцы обходят такого рода барьеры, и часто это заканчивается трагически.

РГ: Общеизвестно, что в некоторых сферах очень высок износ основных фондов. Например, в коммунальном хозяйстве он составляет 60-80 процентов. А ведь это тоже фактор риска…

Федор Кравцов: Безусловно, и рост травматизма, по логике, тоже должен подталкивать собственников предприятий к модернизации производства - технологической и организационной. Ибо усилий контролирующих органов в условиях, когда разлажена система охраны труда, недостаточно. В Свердловской области 310 тысяч хозяйствующих субъектов, а в госинспекции труда работают 60 сотрудников. Им потребуется 20 лет, чтобы хотя бы один раз побывать на каждом предприятии. Гораздо важнее проверок другое: чтобы действовала система ответственности за соблюдение правил охраны труда, чтобы вовремя обновлялось оборудование, проводилось обучение персонала и т. д. А ведь сегодня порой даже на самых опасных производствах специалисты, отвечающие за охрану труда, числятся в этой должности номинально.

В Свердловской области разрабатывается специальная программа охраны труда, предусматривающая целый комплекс мер. Если мы будем последовательно их выполнять, то, возможно, достигнем уровня развитых стран. Скажем, во Франции инспекторы, проводя проверку на предприятии, очень часто уходят, не зафиксировав ни одного нарушения. У нас, увы, картина пока противоположная - некоторые производства приходится временно закрывать до устранения всех нарушений.

Охрана труда Свердловская область Урал и Западная Сибирь