20.01.2012 00:09
Культура

Сергею Светлакову предложили сыграть Сухова в сиквеле "Белого солнца пустыни"

Серегей Светлаков уходит от амплуа комедийного актера и шоумена. Но не навсегда
Текст:  Сусанна Альперина Виктор Васенин
Российская газета - Федеральный выпуск: №11 (5684)
Читать на сайте RG.RU

Сергей Светлаков - актер и шоумен, родившийся в Екатеринбурге, сын рабочего мукомольного завода и инженера по грузоперевозкам, участник команды КВН "Уральские пельмени" - по своей сути вовсе не "пельмень".

Звезда проекта "Наша Russia", программы "Прожекторперисхилтон", драматический актер, сыгравший в картинах "Бедуин", "Елки" и "Камень" (последнюю, которая выходит в прокат 19 января, он еще и продюсировал), готовит в новом году собственное телешоу и думает над предложением сниматься в сиквелле "Белого солнца пустыни" в роли современного Товарища Сухова.

- Whois, мистер Светлаков? Кто вы, Сергей? Шоумен, артист, телеведущий? Шутник? Продюсер?

- Сам вопрос радует и является комплиментом. Пускай каждый человек при виде меня сам решает, что это для него значит. Артист, или ведущий любимой программы, или продюсер, который вложил деньги и снял фильм… Самое главное, чтобы это были позитивные эмоции. И не обязательно вызывающие улыбку. Я уже иду не только "по тропе юмора". И после выхода на экраны фильма "Камень", надеюсь, многие скажут: хорошо, что такое кино появилось.

Смотреть фоторепортаж Виктора Васенина

- Тогда поясните, что имеете в виду, говоря "вложил деньги и снял фильм"?

- То, что я продюсировал "Камень". А в следующем году надеюсь снять фильм по сценарию, который мы пишем вместе с Игорем Волошиным - "Скорый "Москва - Россия". Сейчас мы уже на середине. И я принимаю участие во всем: от идеи до съемок и появления конечного продукта. Более того, в этом фильме я тоже продюсер. Так я еще не шел - от начала до конца. Я обычно участвую в проектах какими-то "вкраплениями". Беру какие-то свои куски. Переделываю их, если надо. А тут - все целиком.

- А в какие-то другие свои картины режиссер Игорь Волошин сниматься не зовет?

- "Скорый "Москва - Россия" - для нас сейчас главное. В предыдущем фильме Игоря Волошина "Бедуин" (выходит в прокат 16 марта - Прим. С.А.) я поучаствовал, а другие мы пока не обсуждали. Вот сейчас, после разговора с вами, я еду на встречу - еще будет работа. А ночью мы будем сидеть, дописывать и переделывать сценарий. Это наше детище.

 
Видео: Виктор Васенин

- Вы планируете, что этот фильм выйдет в 2013 году?

- Как получится. В 2012-м главное - его снять.

Жизнь - мой институт

- В вашей карьере наблюдается постоянный рост. Чувствуется, что вы работаете над собой. В вашей жизни были КВН, потом появилась "Наша Russia", которая идет на ТНТ с феноменальным успехом. И вы продолжаете двигаться вверх. Кстати, вам не хотелось бы театральный или киноинститут окончить - образования соответствующего у вас же нет?

- Не хотелось бы. К счастью, у меня есть возможность научиться в жизни всему, чему учат в институте. Те люди, что меня окружают - мои педагоги. Все - и те, с которыми я снимаю кино, и продюсеры телеканалов, которые верят в мои проекты. Вот, например, в следующем году на ТНТ у меня выйдет продюсерский проект, где я сам буду появляться минимально, для рекламы. А в основном там будут молодые ребята. Со свежим юмором и новым взглядом. Так что сейчас жизнь - мой институт. Да, мне не хватало знаний, я шел путем ошибок и поправок. Но, вроде бы, пока все идет так, как мне нравится.

- Вы сами себе выстраиваете карьеру?

- Конечно. Понятна цена продюсера в Америке. Это человек, который помимо того, что продает фильмы, еще и сам выбирает сценарий и внешний облик звезды, и многое другое. За каждой звездой, такой, например, как Роберт де Ниро, стоит мощный продюсер. А в нашей стране продюсер - это человек, который сидит на кастинге, и выбирает "телок" для того, чтобы сниматься на заднем плане.

- Я спрашиваю о вас лично.

- У меня таких людей за спиной нет. Нет ни коммерческого директора, который бы занимался корпоративами, нет того, кто читал и отбирал бы сценарии. Нет человека, который мог бы что-то сделать от моего имени. Были, правда, попытки кого-то привлечь…

- То есть, все приходится делать самому?

- К сожалению, да.

"Мы дважды отказались сниматься"

- Вот и в фильме "Елки-2" вам дали сценарий, и вы поначалу отказались работать, а потом все переделали, и ваша новелла со странным сочетанием в названии З.Г. получилась самой смешной.

- В этом и заключается наш союз с Тимуром Бекмамбетовым. Помимо того, что он - профессионал, так еще и правильный человек с хорошими творческими понятиями. Он слушает тех, с кем работает. То есть, если ему говоришь: "Я не буду сниматься!", он спросит почему. В случае с "Елками-2" на этот вопрос я ему ответил: "Тимур, у нас одинаковое мнение по этому поводу с Ваней Ургантом - это не смешно. Тимур предложил, мол,  давайте что-то переделаем, но съемки уже через две недели. Я в ответ: "Мы не выйдем на эти съемки с таким сценарием. И переделывать его не будем. Извини - но вот так". Тимур пошел нам навстречу и передвинул съемки, хотя ему это и влетело в копеечку - уже были построены декорации. И вот другие люди переделали  текст. Уже возведены в полную величину в павильоне Кремлевские Куранты. Они стоят месяц (!) и их не разбирают. А это - тоже сумасшедшие деньги. Ведь по сценарию первоначально мы должны были лезть на Куранты. Это было итогом истории, на этом все держалось. А мы с Ваней... во второй раз отказываемся сниматься. Потому что не видим в сюжете ни развития, ни особого юмора.

- Даже несмотря на высокие гонорары?

- По деньгам мы изначально договорились. Но для нас было важно еще и творчество. Нужно было поставить два плюса для того, чтобы принять решение.

Когда мы отказались во второй раз, позвонил Тимур и сказал так: "Я выношу вашу съемку отдельно - у нас будет три дня в сентябре. До выхода фильма останется всего три месяца. Я привлекаю лучший монтаж, самую сильную команду. Давайте вместе переделывать!" И присылает новый вариант, в написании которого, если не ошибаюсь, принял участие и Евгений Гришковец. Тут мы взялись  за дело, начали выходить на связь с Тимуром, который был в Америке, в скайп, и с ним, с Ваней, и с другими "усмешняли" это дело до последнего. И родилась история, в которую я лично верю. Вот это - развитие. Получилось и интересно для зрителя, и смешно. Мы также придумали с Ваней поцелуй, который "сработал", и шутку про два миллиона долларов.

Закон КВНа

- Вам часто приходится говорить "Нет"? В частности, в программе "Прожекторперисхилтон", говорите такое: вот эту шутку произносить не буду!

- Приходится. Но это касается не столько "Прожектора..." сколько сценариев, которые присылают. Это - кино или телепроекты, либо просто приглашают прийти куда-то в гости и выступить. На ТВ я не появляюсь нигде, кроме "Прожектора..." и проектов канала ТНТ. Есть, правда, отдельные случаи, как, например, юбилей Юрия Никулина: нельзя отказаться отдать дань памяти своему любимому артисту.

- Я  имею в виду не проекты, которые вам принесли, а вы их "завернули". Говорю о тех, где вы решили принять участие, и по ходу дела говорите: "Нет, я  этого делать не буду".

- Приходится иногда такое говорить. Но в том же "Прожекторе..." очень сильная команда авторов и редакторов, которые помогают нам подбирать новости перед эфиром. Мы сами встречаемся за сутки до записи, пытаемся понять ситуацию в стране, ведем политические диспуты, просчитываем все подводные камни, чтобы понимать, что напечатано в газете, а что произошло на самом деле. Включаем все рычаги. И если кто-то из четверки скажет: "Я этого говорить не буду!", то всегда найдется другой, который ответит: "Я это скажу!" К тому же есть закон, который я узнал в КВНе в начале карьеры и следую ему всю жизнь: если ты сказал "Нет", то должен предложить что-то взамен.

Счастливый штамп

- Вас сейчас везде очень много: выступления, интервью, ездите по стране с промо-туром фильма "Камень" (рабочее название - "Воспитанник" - Прим. С.А.). Я посмотрела трейлер и отрывки и даже написала о том, что смотреть не пойду - не мое кино.

- А как вы можете сказать, не глядя - ваше кино или нет?

- Интуитивно. Вот вы мне очень понравились в роли врача, который лечит безнадежно больных детей, в фильме Игоря Волошина "Бедуин". И в "Елках 2". Почему? Потому что я раньше думала, что Светлаков - он все время одинаковый, с одним и тем же лицом и интонациями. У Волошина я увидела в ваших глазах доброту этого доктора, в "Елках 2" мне было смешно. Но в "Камне", может быть, вы и гениально сыграли этого маньяка…

- После выхода этого фильма зрители будут делиться на три категории: люди, которых я "сломал" на 15-й минуте, на 42-й минуте и люди, которых я не смог "сломать".

- Что вы вкладываете в понятие "сломал"?

- То, что они перестанут смотреть на меня, как на актера, к которому приросла юмористическая маска, и начнут верить в героя, и следить только за сюжетом. И без второго дна! Первые 15 минут мне привычного отношения не избежать никак. Для того, чтобы воспринимали моего героя, как драматического, я должен работать не с нуля, а из минуса. Потому что нахожусь "в юморе", и с таким сильным штампом... Правда, счастливым для меня. Потому что, видимо, зрителей "пробивают" проекты в которых я участвую. Люди на меня смотрят и начинают улыбаться.

- Вы, наверное, знаете известное высказывание, что человек, который изначально смешит, никогда не заставит поверить, что он - серьезен. Кто-то сказал - не вспомню сейчас.

- Кто-то сказал, а Юрий Никулин сделал! У меня другие примеры - фильм "20 дней без войны". И после этого все фразы и поговорки, в том числе и народные, исчезают. Просто надо быть гармоничным. Не мне судить, справился я с ролью или нет. Почему я зову людей в кино? Не только потому, что я - продюсер и играю главную роль. А еще оттого, что история - настолько сильная, что вечер после просмотра вы посвятите тому, что будете о ней думать и разговаривать об этом со своими друзьями.

- "Камень" - триллер. У нас вообще не умеют снимать такое кино!

- А вот вы придите! Нельзя говорить "гоп", пока не перепрыгнешь. Надо через этот костер вначале прыгнуть, а потом сказать, понравилась эта славянская забава или нет. Потому что невозможно из окопа не вылезать. Мы тогда никогда не выйдем в жанровое кино.

Это - не позор

- Вот вы сегодня сниметесь в жанровом кино, а завтра - в очередных "Яйцах судьбы". Или с подобными картинами вы "завязали"?

- Во-первых, я ни от чего не застрахован. Во-вторых, юмором буду заниматься обязательно. Что касается "Яиц судьбы", то  не считаю для себя это каким-то провалом. У меня есть свобода выражения. Я этим кино не горжусь. Но это - не позор! Мы начинали делать эту работу с благими намерениями. Потом у нас случился некий сбой в творчестве и коммуникациях. Мы очень сильно спорили, тянули в разные стороны, и не все у нас получилось. Но это для нас был первый "блин". Мы хотели не "срубить бабла" - я на этом фильме очень немного заработал, хотя он и собрал кассу свыше  660 миллионов рублей. Творческий коллектив получил минимум: за то время, пока делался фильм, эти люди могли бы получить раз в 20 больше. Перед нами стояла задача - перенести на киноэкран телевизионный формат программы "Наша Russia". Да, многие вещи у нас не получились.Но  я видел немало людей, которым это кино нравится.

- Хорошо, за "Яйца судьбы" вам не стыдно. Но за "Бриллиантовую руку" в современном варианте говорили, что стыдно. Я помню.

- Да, говорил. Но опять же о проекте в целом - если его смотреть все два часа, то это - очень унылое мероприятие. Из двух часов сцены, где я работал, заняли в целом минут 12. Я появлялся раза три, и за свою работу отвечаю, при том, что все импровизационно придумывал на площадке, и с юмором могло бы быть и получше. От этого проекта я поначалу отказался. Но потом встретился с хорошим режиссером - Михаилом Хлебородовым (первый эпизод мы снимали с ним), и мне было сказано, мол, ты не понимаешь, какая за этим стоит память! Говорили так: мы соберем всех, кто имел отношение к "Бриллиантовой руке", у нас будет гигантский проект, связанный с тем, чтобы помочь людям вспомнить советское кино, и твоя работа - это твоя гражданская позиция.

- То есть надавили на совесть?

- Я на чистом глазу это принял, и все старался делать добросовестно. Придумывал шутки по ходу дела на площадке, потому что на бумаге ничего не было. И вот тут я не сказал "Нет!". Все надеялся, что что-то вылепится.

"НашаRussia" как способ высказаться

- "Наша Russia" - с этого все начиналось. Вот сколько лет уже идет программа? У вас нет ощущения, что она…

- …выпала из времени? Нет, абсолютно! Пятый сезон! Можно даже посмотреть по рейтингам-цифрам - как люди начали настороженно смотреть проект и как потом все завертелось. Сейчас в нашей стране нет ни одного человека, который бы не видел "Наша Russia". Крикни в толпу: "Тагил рулит!", и тебе ответят. Или начнешь картавить и говорить как герой-Бородач - тебя поддержат смехом. Эти программы - хиты Интернета, лидеры продаж на дисках. И на многотысячных стадионах, где иногда приходится выступать, одна фраза из "Наша Russia" влечет за собой овации на несколько минут. Потому что людей "пробил" этот проект, в том числе и пятый сезон, в который мы еще какие-то свои социальные вещи протащили. Я играю, например, врача, у которого есть бесплатный и платный больной. И играя скетчи, понимаю, что сейчас делаю то, о чем хочу говорить. Только объясняю это другим языком - когда можно и посмеяться, и подумать. Я делаю вещи, которые не делают депутаты в Госдуме, чиновники, и люди, которые находятся на высоких постах. Я высказываю этим свою гражданскую позицию. И при этом реализовываю себя как юморист и актер.

- А ваши любимые персонажи из "Наша Russia"?

- Бабушка и дедушка - пенсионеры. Такой смех сквозь слезы. Это - моя внутренняя боль, а также - тех людей, что создают этот проект. Два пенсионера, который выживают каким-то образом только благодаря своей любви. Они настолько устали от унижений и социальной несправедливости, что взрывают банк, например, или стреляют в экраны, где идет реклама для миллиардеров. Потому для меня и ценна программа "Наша Russia", что это способ высказаться.

Умение удивлять

- У вас не было идеи создания своего шоу, где вы один будете во всех главных ролях?

- Идеи есть разные. На 2012-й есть определенные планы. Но у меня все-таки есть неуемное желание удивлять. Мне хочется поработать в другом формате. Может быть, как у Познера, очень крупным планом семь минут в день говорить какие-то лирические вещи, например, о любви...

- Да у вас мания величия!

- Я говорю о способах. Может быть и наоборот - человек, который очень мелко стоит на гигантском русском поле, где прыгают белки и лоси. А он - говорит про Россию. Самое главное, чтобы присутствовало очень редкое на нашем  телевидении умение удивлять.

- Про умение удивлять. В "Прожекторе..." вы играете на бубне или на треугольнике - долго ли этому учились?

- Это азы. Бубен - это то, что я впитал с молоком матери.

Внешняя сторона

- Вы похудели с тех пор как я вас последний раз видела. Специально этим занимаетесь? Какая-то диета?

- Ну да. Нужно держаться в форме. Когда на себя смотришь со стороны, то лучший критик - это ты сам. Особенно если знаешь специфику телевидения, которое прибавляет килограммы. Когда я куда-то приезжаю, меня просто не узнают - все думают, что я намного больше и шире. Я себе просто не очень нравлюсь на экране. Поэтому надо над собой работать.

- Это всегда так было или в последнее время началось?

- Когда взрослеешь, возникают нормальные человеческие проблемы. Раньше такого вообще не было. А сейчас понимаешь, что на ночь не надо тебе столько "лупить". Говоришь себе: "Ну потерпи…. Фруктики лучше поесть".

Наше кино