Вчера три из четырех клубов "Единой России", собравшись в Центре социально-консервативной политики в Москве, решали, что делать и кто виноват.
С виноватыми проблем не было. Хотя дискуссия шла в закрытом режиме, один из членов либерально-консервативного клуба "4 ноября" Андрей Макаров, выйдя к журналистам, в красках рассказал, что он думает об оппозиции, оспаривающей легитимность и его мандата председателя Комитета ГД по бюджету и налогам: "Желание некоторых похоронить "ЕР" не совпадает с возможностями. Мне вообще дико наблюдать, как главной проблемой страны пытаются сделать Чурова, если для оппозиции это главное, то ничтожество такой оппозиции для меня очевидно". Одним из участников дискуссии также было высказано мнение, что депутаты-"единороссы" плохо защищают своего лидера.
Проблема "что делать" решалась труднее. Неожиданный выход озвучил замсекретаря президиума генсовета по креативу Юрий Шувалов, предложивший изменить формат работы клубов, превратив их сначала в платформы, официально регистрирующие своих сторонников, а затем, возможно, и во фракции: "Я сторонник этого. Я считаю, что сейчас в партии сложилась ситуация, когда устоявшиеся группы могут решать свои задачи вместе. А появление новых внутрипартийных фракций только усилит, а не ослабит партию". Сравнение с КПСС он счел некорректным, поскольку у коммунистов не было исторического опыта участия в демократической борьбе. Впрочем, вчера клубы свои рекомендации не выработали, и вообще эта идея явно будет обсуждаться уже после президентских выборов. Но в "ЕР" уже понимают, по словам Шувалова, что пора готовиться к появлению новых политических партий и возможному диалогу с гражданским движением.