Центральный банк планирует увеличить число надзорных департаментов, чтобы улучшить качество контроля над ведущими игроками рынка.
По сообщению некоторых СМИ, на днях был одобрен план реорганизации департамента банковского регулирования и надзора ЦБ России. Из этой структуры предполагается сделать два отдельных органа. Первый займется методологией надзора, нормотворчеством, второй - практическим регулированием, оценкой кредитной способности банков и последующим реагированием. По мнению экспертов, такой подход может усилить контроль и сделать его более качественным.
"Идея вполне понятная и здравая, она, скорее всего, сможет оптимизировать работу", - считает президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Трудно заниматься творчеством, когда ты обременен текучкой и проверками, отмечает он.
При этом эксперт уверен, что новоиспеченные департаменты должны будут "обогащать" друг друга, обмениваться информацией. Особенно это касается новых схем, выявленных на практике, которые нуждаются в правовом регулировании. Если такая связь будет налажена, проводимая реформа реально сможет оптимизировать работу департаментов, подчеркивает Аксаков.
Скепсис некоторых банкиров о том, что предлагаемые изменения только еще больше раздуют штат Центробанка (по некоторым данным, в департаменте банковского регулирования и надзора работает более 200 человек), Анатолий Аксаков не разделяет. Он считает, что обойтись тем же количеством сотрудников, которое есть сейчас, вполне возможно.
Ничего страшного в разделении контролирующих функций внутри Центробанка не видит и Владимир Сенин, член комиссии по банкам и банковской деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей.
"Такая реорганизация, в принципе, сможет улучшить качество надзора и даже избежать некоторых проблем, которые мы уже видели", - говорит он. Однако эксперт признает, что многое зависит от практической реализации. Главное, чтобы эти изменения не повлекли простого усиления административной нагрузки, подчеркнул он.
В это же время Сенин считает, что можно задуматься о более радикальных изменениях. Например, о возможности установления специального регулирования для крупнейших банков.