Опера Джоаккино Россини "Дева озера", имеющая вполне благополучную судьбу в западных театрах и на фестивалях, у нас практически неизвестна - как и большая часть наследия популярного оперного классика. Знакомство с ней вышло запоминающимся благодаря международной команде исполнителей, представившей "Деву озера" в рамках абонемента Московской филармонии "Оперные шедевры".
Юбилей композитора, который будут отмечать 29 февраля, не вызывает в московских оперных театрах повышенного ажиотажа: за беспрецедентное наследие (Россини написал 39 опер) у нас одиноко отвечает "Севильский цирюльник", да "Новая опера" недавно выпустила премьеру "Золушки". Между тем у прозвучавшей в концертном исполнении в Зале имени Чайковского "Девы озера" есть все предпосылки для того, чтобы привлечь зрителя. Правда, это не тот Россини, что в своих операх безудержно шутит и острит.
Первоисточником для этого произведения послужил роман Вальтера Скотта, и вслед за ним композитор углубился в романтическую территорию, где в нашем сознании царят Беллини и Доницетти. Герои "Девы озера" обосновались в отрогах шотландского высокогорья - последнего, в представлении романтиков, прибежища подлинного рыцарства и сурового Средневековья. Повороты сюжета "Девы озера", как и любил Вальтер Скотт, легко объединяют шотландские легенды и подлинные исторические события. Бывший наставник Якова V, представитель знатного клана Дугласов поднимает мятеж против короля, терпит сокрушительное поражение и попадает в плен. Но битвы и политические интриги происходят за сценой. На сцене Елена, дочь Дугласа, впавшего в немилость придворного шотландского короля, разрывается между долгом перед отцом и возлюбленным, а за ее руку борются сразу несколько претендентов, среди которых и переодетый простым рыцарем король. Действие происходит на берегах таинственного озера, в лесной чаще, в горном ущелье, в королевском дворце. Все это дает повод к сменяющим друг друга ариям, дуэтам, трио и большим ансамблям, в которых звучит подлинный Россини - обладатель уникального дара превращать в музыку даже банальное чириканье.
Но от певцов этот дар композитора требует виртуозного владения голосом и иллюзорного чувства легкости. Итальянский дирижер Лучано Акочелла сделал все от него зависящее, чтобы олимпийские препятствия, выстроенные Россини, были преодолены без потерь. Тенор Рэндал Биллс в партии несостоявшегося жениха Елены Родрика Ду и бас-баритон Умберто Кьюммо в партии ее отца Дугласа продемонстрировали, какой эквилибристики требует изящество Россини. Гораздо более свободно чувствовали себя меццо Карин Дейе, раньше уже певшая Елену в спектакле Opera de Paris, и тенор Колин Ли в партии Якова V. Однако подлинной героиней московского исполнения стала испанка Сильвия Тро Сантафе в брючной партии Малькольма, возлюбленного Елены. Ее запоминающегося темного меццо хватило не только на головоломные рулады - она оказалась идеальным романтическим рыцарем, и этому не помешало концертное исполнение, не предполагавшее мужского парика, меча и лат.