В скором времени в России может быть сформирован институт негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В конце прошлого года Государственная Дума приняла Закон N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный документ позволит создать систему, альтернативную государственной экспертизе.
В соответствии с этим в ФЗ-337 установлен равный статус заключений государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий как юридически значимых документов для утверждения проектной документации и результатов инженерных изысканий и получения разрешения на строительство. Кроме того, здесь приведен перечень требований, которые предъявляются к организации, претендующей на аккредитацию и получение права на выполнение работ по негосударственной экспертизе проектной документации.
Не менее важно, что установлено исключительное право аттестованных экспертов на подготовку и подписание экспертного заключения. Также установлен перечень объектов, проектная документация которых может представляться на государственную или негосударственную экспертизу по выбору заказчика. Определены органы, уполномоченные на право выдачи аккредитации организациям негосударственной экспертизы и на право аттестации экспертов.
Причем свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий будет действовать на всей территории РФ. Устанавливается единый для экспертов общероссийский образец аттестата, также с правом действия на всей территории РФ. Подтверждено, что выданные до принятия закона свидетельства об аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также аттестаты экспертов на право подготовки экспертного заключения действуют до срока истечения их действия.
Частично решен вопрос исключения случаев конфликта интересов - предусмотрено, что юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы, не вправе выполнять экспертизу проектной документации, подготовленную этим юридическим лицом.
Наконец установлена ответственность собственника объекта капитального строительства за возмещение ущерба, нанесенного третьим лицам, с правом обратного востребования понесенных затрат с виновников происшествия (с проектных, изыскательских, подрядных или экспертных организаций).
Проанализировав принятый закон, эксперты пришли к выводу, что ряд его положений не соответствует заявленным целям. В частности, мы считаем, что указанные в законопроекте требования к аккредитации следует исключить. Только наличие или возможность привлечения к экспертизе аттестованных экспертов должно давать право организации негосударственной экспертизы на подготовку экспертного заключения, как юридически значимого для получения разрешения на строительство. Аккредитация должна носить заявительный характер, в противном случае просто будет создан новый административный барьер. К примеру, появится возможность постоянно дополнять требования к аккредитации новыми, и не всегда обоснованными положениями.
Решение о создании системы, альтернативной государственной экспертизе, и ее законодательное обеспечение было с одобрением встречено экспертным сообществом. Вместе с тем , по мнению экспертного сообщества, необходимо продолжать работу по подготовке поправок в Градостроительный кодекс в той части, что касается вопросов негосударственной экспертизы. ФЗ-337 вступит в действие в апреле 2012 года, и за это время можно многое сделать.
С 1апреля 2012 г. требования к аккредитации меняются: по новому положению необходимо наличие в организации 5 специалистов в определенной сфере деятельности и 5 специалистов в области инженерных изысканий, работающих на постоянной основе, причем все они должны быть аттестованы. Однако порядок аттестации экспертов организаций негосударственной экспертизы не установлен, структура для организации процедуры аккредитации отсутствует в связи с передачей этой функции от Минрегиона России в минэкономразвития.
И еще на одну проблему обращают внимание специалисты. Учитывая, что заключение органа государственной экспертизы субъектов РФ и организаций негосударственной экспертизы имеют одинаковую силу, логично предположить, что требования к подготовке этих заключений должны быть идентичны. Однако для подготовки экспертного заключения организация негосударственной экспертизы должна иметь в наличии работающих на постоянной основе 5 специалистов в области инженерных изысканий, тогда как органы государственной экспертизы не один десяток лет подготавливают экспертные заключения, имея в наличии одного или двух специалистов-изыскателей. В таком случае либо юридический статус заключений должен быть разным (что исключается принятым законом), либо деятельность органов государственной экспертизы субъектов РФ должна быть приостановлена, начиная с 1 апреля 2012 года. По всей видимости, следует учесть многолетний опыт работы организаций государственной экспертизы и уменьшить требуемое количество специалистов для получения аккредитации.
Требует пересмотра и перечень объектов капитального строительства, проектная документация на строительство которых может направляться заказчиком по своему выбору в организацию негосударственной экспертизы. Согласно закону, круг таких проектов максимально сужен, что фактически исключает активное участие организаций негосударственной экспертизы в создании действительно конкурентной среды.
На основании обращения НОЭКС в правительство РФ, минрегиону поручено привлечь объединение в качестве одного из соисполнителей по подготовке нормативных правовых актов в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.