Госавтоинспекция концептуально поддерживает идею об отмене доверенностей, сообщил "РГ" заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. Но сделать это не получится в одночасье. Потребуется менять законодательство.
Напомним, руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский выступил с инициативой отменить доверенность на транспортное средство. Как класс. По его мнению, этот документ дублирует другой, а именно полис обязательного страхования автогражданской ответственности.
Как утверждает Шумский, доверенность - это кладезь для поборов гаишников. Например, забыл водитель эту бумажку дома, и риск добираться до места жительства пешком увеличивается пропорционально количеству наличных в кошельке. А еще, возможно, придется извлекать машину со спецстоянки. Ведь управление без документов запрещено, а доверенность входит в перечень необходимых бумаг, если водитель - не собственник автомобиля. Это прописано в Правилах дорожного движения.
Между тем в полисе ОСАГО внесены фамилии, имена и отчества, а также номера прав тех, кто может оказаться за рулем. Причем это делается с ведома страхователя. Как правило, он - собственник автомобиля.
Таким образом, еще одна бумажка, заполненная от руки, - совершенно лишнее подтверждение права владения автомобилем. Тем более, что для угонщика подделка доверенности не представляет никакой проблемы. Ведь инспектор на дороге не знает ни подписи настоящего владельца, ни его почерка. ФИО, внесенные в полис ОСАГО, с большей степенью достоверности подтверждают право на управление автомобилем, нежели доверенность.
Что же предлагается? Просто исключить из перечня необходимых документов, которые водитель должен возить с собой, доверенность. Достаточно свидетельства о регистрации. Вряд ли собственник машины будет отдавать столь важный документ вместе с ключами неизвестно кому. А если машина была угнана, то у профессионального перегонщика и документы другие, и доверенности в порядке.
Как сообщил "РГ" генерал полиции Владимир Кузин, ГУОБДД МВД России неоднократно рассматривала возможность и последствия исключения доверенности на право управления транспортным средством из числа документов, которые должен иметь при себе водитель. При сегодняшнем развитии информационных систем, никаких проблем не составляет установить, правомочно ли человек находится за рулем или машина покинула своего законного хозяина без его ведома. Для этого существует Федеральная информационная система ГИБДД. Информация в нее заносится оперативно и практически сразу поступает на все посты. Хотя есть и свои сложности в ее работе.
К тому же в Гражданском кодексе прописана возможность заключения сделки на передачу права собственности в устной форме. Таким же образом может быть установлена и передача права владения в устной форме.
Правда, надо учесть, что доверенность указана не только в правилах дорожного движения, но и в Гражданском кодексе. В статье 1079, например, говорится, что обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности по доверенности на право управления транспортным средством. Соответственно, если лицо без доверенности совершит ДТП, то все претензии имущественного характера в первую очередь будут предъявляться собственнику автомобиля. И тогда ему придется решать вопросы с тем, кому он доверил машину.
Также помимо права управления есть и такие важные юридические действия, как снятие с учета и постановка на учет. Сейчас они довольно либеральны, и от автовладельца не требуется нотариально оформленной доверенности. Достаточно простой рукописной формы этого документа.
Но представьте себе ситуацию, вы дали своему приятелю документы на машину, ключи от нее с просьбой, отвезти эту машину, например в сервис. А он поехал в ГАИ, снял ее с учета и продал. В общем, плохим приятелем оказался. Сейчас без доверенности на осуществление сделок от вашего имени, он такой операции проделать не сможет.
Стоит также напомнить, что в полис ОСАГО не всегда вписываются другие возможные водители. Есть полисы с неограниченным кругом допущенных к управлению лиц. Они стоят в полтора раза дороже, но если человеку часто надо предоставлять свою машину другим водителям, то это себя оправдывает. Да и полис ОСАГО автовладельцу не продадут, если он не собственник и у него нет доверенности от собственника.
Одними поправками в правила для отмены доверенностей точно не обойдешься. Потребуется вносить изменения в несколько ключевых для водителей документов. В Гражданский кодекс, Правила дорожного движения, в закон об ОСАГО. Возможно, еще в многочисленные ведомственные документы.
Таким образом правозащитники и госавтоинспекция свое мнение высказали. Дело осталось за законодателями.