24.01.2012 00:35
Общество

Дягтерев: Семьи с малым достатком смогут отправлять детей в "продвинутые" частные школы

Над проектом нового закона "Об образовании в РФ" требуется работать еще год
Текст:  Мария Агранович Сергей Куксин
Российская газета - Федеральный выпуск: №13 (5686)
Читать на сайте RG.RU

В Госдуме 27 января будет обсуждаться законопроект о содействии гражданам в получении образования в негосударственных школах и детских садах. Первое чтение документ уже прошел - в ноябре прошлого года.

Всего же "в наследство" обновленному думскому Комитету по образованию достался 21 законопроект. О том, что будут обсуждать в первую очередь и какие перспективы у проекта закона "Об образовании в РФ", корреспонденту "РГ" рассказал председатель комитета, профессор, доктор экономических наук и, в недавнем прошлом, ректор Уфимской госакадемии экономики и сервиса Александр Дегтярев.

Александр Николаевич, вижу на столе у вас увесистый том уже четвертой версии проекта закона "Об образовании в РФ". Как ректор вуза, вы уже знакомились и с предыдущими вариантами. Что скажете теперь, глядя на документ уже из думского кабинета?

Александр Дегтярев: Скажу, что на самом деле это третья версия, которую Минобрнауки России назвало 3.0.3. По мнению министерства, именно она должна стать основой нового большого закона об образовании, интегрирующего нормы действующих сегодня законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", вобравшего в себя ряд новых принципиальных положений.

 
Видео: Сергей Куксин

В том, что такой закон нужен, у меня сомнений нет. За 20 с лишним лет работы в вузе я это почувствовал на сто процентов. Огромное количество нормативных документов и подзаконных актов разного уровня очень запутывают ситуацию в образовании, мешают. Документы часто расходятся друг с другом. Но, на мой взгляд, который разделяют и многие эксперты, текст законопроекта можно и нужно еще дополнять и корректировать, несмотря на то, что уже полтора года все российское общество обсуждает этот документ в разных версиях. Он и сейчас размещен на сайте минобрнауки в открытом доступе, ознакомиться и изложить свое видение предлагаемых этим документом норм может каждый.

В прошлом созыве при комитете образования существовала система экспертных советов. Сейчас мы их пересматриваем. Каждый совет будет "заточен" под определенное направление образования: дошкольное, инклюзивное, международное и т.д. Так вот эту увесистую пачку - текст проекта будущего закона об образовании, мы "расшиваем" на тематические части и отдаем экспертам, среди которых - авторитетные ученые, учителя, работодатели, активисты из среды студентов, аспирантов, докторантов.

Но пора уже ставить точку, невозможно дополнять и переписывать законопроект бесконечно.

Александр Дегтярев: По имеющейся информации, в марте правительство РФ планирует рассмотреть этот законопроект. Мы же хотим услышать всех, сделав эту последнюю версию достоянием широкой общественности и экспертного сообщества и получить отклик. Только так. А вся процедура принятия документа, думаю, займет весь этот год.

В вашем рабочем портфеле сейчас 21 законопроект. Какие самые важные?

Александр Дегтярев: Все важны по-своему. Но три документа уже прошли первые чтения, о них скажу подробнее. Например, уже в эту пятницу выносим на пленарное заседание законопроект о содействии гражданам в получении образования в негосударственных образовательных учреждениях общего и дошкольного образования. Длинное казенное название скрывает документ, который поможет решить целый ряд серьезных проблем с негосударственными школами. Они ведь сегодня работают в правовом поле, не позволяющем иметь равные возможности с обычными муниципальными школами. Законопроект выравнивает их положение.

Каким образом?

Александр Дегтярев: Если частная школа ведет обучение по тем же государственным образовательным стандартам, что и районная, то учреждение сможет получить дополнительную субсидию от государства (точнее, из бюджета субъекта РФ или соответствующего муниципалитета) на покрытие части затрат, которые сегодня несет родитель за обучение ребенка. Это будет компенсировать их затраты в части оплаты труда педагогов и средств, идущих на обеспечение образовательного процесса. Родители станут платить меньше! Люди с небольшим достатком смогут выбрать и отправить детей в "продвинутую" частную школу или детский сад.

Есть плюсы и для самих школ. Когда рядом с муниципальной школой будет работать частная, имеющая равные с ней условия, и туда, допустим, дети будут идти с большим желанием - появится так необходимая нам сегодня в образовании конкуренция. И те и другие школы будут просто вынуждены повышать качество образования.

Новый законопроект дает возможность даже родителям с небольшим достатком отправить  детей в "продвинутую" частную школу или детский сад

Какие документы еще в "авангарде"?

Александр Дегтярев: В феврале выносим на рассмотрение Госдумы во втором чтении проект закона о расширении возможностей использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Возможности существуют, но формально не узаконены. Многие вещи сейчас можно оспорить: дистанционное обучение, электронные экзамены... Нормативная база в этой части сегодня несовершенна. В информационных технологиях мы двигаемся гораздо быстрее, чем меняется законодательная база. Поэтому эти недочеты нужно устранить.

Еще один законопроект на февраль - о студенческих советах или если строго следовать "букве" закона - советах обучающихся. Сегодня студсоветы как общественные организации в каких-то вузах есть и работают эффективно, где-то они создаются просто для галочки, а кое-где их и вовсе нет.

Документ обязывает каждый вуз иметь в своем составе студсовет?

Александр Дегтярев: Не совсем так. Мы не обязываем, а говорим "может быть создан" по решению вузовского сообщества согласно уставу, поскольку не хотим лишать коллективы их академических свобод. И в своих полномочиях он будет равен другим вузовским структурам, станет, говоря казенным языком, одним из легитимных органов законодательной инициативы и управления в вузе. Студенты о необходимости таких перемен говорят давно. Мы обязаны пойти навстречу молодежи. Студсоветы примут на себя целый ряд ответственных решений в молодежной среде, и мы хотим на них опираться. Все-таки студенты - это внушительная часть гражданского общества, 7 миллионов человек.

Другие законопроекты на подходе. Обсуждаются, например, механизмы повышения стипендий. Существующие нормативные акты часто не стимулируют отличную учебу. Некоторые вузы вводят свои надбавки за "пятерки" и активную деятельность, а некоторые нет. А нужно сделать так, чтобы студенты понимали: их стипендия финансируется не по остаточному принципу. Мы говорим о том, что нам нужны квалифицированные кадры, что лучшие из лучших должны встать у руля науки, экономики и пр. Эти амбиции формируются в студенческой среде. Мы должны их подпитывать своей поддержкой. Это как раз то, что поможет подстегнуть молодежный "драйв".

Наверняка и о зарплате педагогов будете говорить?

Александр Дегтярев: Непременно.

Сейчас посыл такой, что зарплата учителя не должна быть ниже средней зарплаты по экономике региона.

Александр Дегтярев: Регион региону рознь. Один - Якутия, другой - Рязань, и не факт, что где-то средний уровень зарплат по экономике выше учительского. "Причесывать" все регионы под одну гребенку нельзя. Единым должен быть тот социальный пакет, который государство обязано обеспечить всем гражданам. Пенсии, стипендии, материнский капитал, льготы ветеранам, контроль за тарифами ЖКХ и за ценами на продукты первой необходимости и, само собой, доступность бесплатного образования.

Сегодня у нас неплохие зарплаты у врачей. Сумели же этого добиться? С учителями такого прогресса еще не достигли. А ведь именно от учителя зависит будущее всей страны. В прошлом году начат масштабный проект по повышению зарплаты учителей и модернизации региональных систем образования. Из федерального бюджета на него выделено в общей сложности 120 млрд рублей. В 2012 году регионы получат 60 млрд рублей из этих средств.

Александр Николаевич, вопрос из нашей почты. В одной из московских гимназий до сих пор родители на добровольных началах вносили в фонд школы около полутора тысяч рублей. Теперь же школа стала автономный учреждением, и, чтобы перевести ребенка в пятый класс, требуется пройти подготовительные курсы стоимостью 14,5 тысячи рублей. Родители в шоке. А директор уверяет, что автономия дает на это полное право. Что делать?

Александр Дегтярев: Во-первых, всегда есть выбор, платить или нет, можно уйти в другую школу. Но в данном случае это проблемы не решает. Федеральный закон N 83-ФЗ, который как раз дает школам право, так скажем, выбирать форму существования, на мой взгляд, еще недостаточно адаптирован к реальным условиям российской системы образования. Мне кажется, что над ним еще нужна работа. Там не хватает четко прописанных гарантий. Родители ни в коем случае не должны возмещать затраты школы, которые она обязана покрывать другими способами. Да, 83-ФЗ дает возможность предоставлять дополнительные платные образовательные услуги. Но от этих услуг не должно напрямую зависеть продолжение обучения в школе.

Знаю, что еще в Уфе вы активно занимались проблемами инклюзивного образования. В Думе продолжите?

Александр Дегтярев: Обязательно. Более того, уже принято решение первые парламентские слушания провести по проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Этой проблемой я занимаюсь второй год и, честно говоря, удручен состоянием дел... Будучи ректором, стал инициатором пилотного проекта по созданию Федерального центра инклюзивного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Была получена поддержка руководства, но проект не развернулся. Теперь вопрос об инклюзивном образовании стоит первым номером.

Представьте: в стране 15 миллионов инвалидов, треть из них могут и хотят учиться. Но в российских вузах - лишь 0,4 процента инвалидов от общего числа студентов. Для сравнения: во Франции - более 5 процентов. Потому, что там по-другому смотрят на эту проблему. Пора и нам понять, что инвалиды - это не Зазеркалье, а люди рядом с нами, имеющие такие же права и возможности.

Каким должен быть срок ректорских полномочий? Вы были на посту 22 года - это много?

Александр Дегтярев: Достаточно большой срок. Я мог бы, конечно, и раньше освободить ректорское кресло. Чтобы понять, почему я этого не сделал, надо посмотреть на историю вуза. Когда я стал ректором, академия была еще Уфимским филиалом Московского технологического института, причем достаточно слабым филиалом. Мы решили сделать из него самодостаточный, современный вуз, по сути - университет. Сейчас Уфимская государственная академия экономики и сервиса занимает в течение ряда лет устойчивое третье место в рейтинге российских вузов сервисного профиля.

В академии вы заведовали кафедрой и читали лекции. С новой должностью студентов не забудете?

Александр Дегтярев: Кафедра - экономической теории и мировой экономики - мое детище. Единственная в Приволжском федеральном округе, где готовят специалистов в области международных экономических отношений со странами Востока. Забыть об этом просто не имею права. В рабочем графике депутата есть "региональная" неделя. В это время я и буду читать лекции. У меня ведь в Уфе еще аспиранты и докторанты остались.

сугубо личное

- Мои родители были заслуженными учителями Башкирии. По 40 лет отдали школе. Мама преподавала русский язык и литературу, отец - историю. Он всегда говорил: "Запомни, сынок, ты живешь не под стеклянным колпаком, а среди людей". Так и живу. И еще один принцип - уже от моего учителя, ректора Уфимского авиационного института Рыфата Рахматулловича Мавлютова: "Испортить дело может один человек, а создать что-то можно только командой".

Справка "РГ"

Дегтярев Александр Николаевич, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Родился 8 апреля 1952 г. в Республике Башкортостан. Учился в Уфимском государственном авиационном техническом университете. Доктор экономических наук, профессор.

1973-1987 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ, парткома, старший преподаватель, доцент.

1990-2012 гг. - ректор Уфимского технологического института сервиса, позже Уфимской госакадемии экономики и сервиса. С 2012 года - председатель Комитета Госдумы по образованию.

Образование Госдума