На 25 января в Краснодарском краевом суде назначено рассмотрение кассационного представления Славянского межрайонного прокурора по уголовному делу, фигурантом которого является серебряный призер Олимпиады 2008 года в Пекине по прыжкам с шестом, чемпион мира, двукратный чемпион страны, заслуженный мастер спорта Евгений Лукьяненко.
Дело поступило в Славянский районный суд еще в ноябре прошлого года, однако по существу его еще не рассматривали: на предварительных слушаниях федеральный судья Александр Яровой вынес решение вернуть его прокурору "для устранения препятствий в рассмотрении". На этот вердикт Фемиды подано кассационное представление.
Серебряному медалисту Пекинских игр, чемпиону мира, двукратному чемпиону страны Евгению Лукьяненко предъявлено обвинение по части 4 статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения).
Драма у станицы
Страшное ДТП, в котором погибла Ирина Заметалина (она была на четвертом месяце беременности) и получила тяжелейшие травмы 24-летняя Анна Клименко, случилось почти два с половиной года назад в Славянском районе Кубани.
На третий день после свадьбы молодежь отправилась на берег реки Кубань. В числе гостей был и Евгений Лукьяненко. Обратно возвращались впятером на его "Тойоте". Аня сидела на заднем сиденье - рядом с молодоженами. Когда машина стала набирать скорость, почувствовала, что водитель не контролирует ситуацию. В сумочке лежали права, поэтому предложила самой сесть за руль, но иномарка мчалась все быстрее, пока под станицей Петровской, не вписавшись в поворот, улетела в кювет, перевернувшись несколько раз...
Парни отделались ссадинами и ушибами - девушки словно заслонили их своими телами. Ирина Заметалина, успевшая всего три дня пробыть женой, погибла на месте, а Анну Клименко медикам пришлось "собирать" буквально по косточкам: у нее был поврежден позвоночник, сдавлен спинной мозг, сломано 11 ребер, обе руки, лопатка, ключица, плечо, ушиблено легкое и голова. Врачи тогда признались родителям, что их дочь вряд ли выживет. Но произошло чудо.
Женя, навещавший первое время Аню в больнице и обещавший помочь подняться на ноги, уговорил сказать, что она, мол, не помнит, кто управлял автомобилем. Однако вскоре чемпион забыл о своих словах. Посторонние люди собирают деньги на лечение, а чемпион и его родители (довольно состоятельные, говорят, люди) в это же время прикладывают массу усилий, чтобы замять дело. Хотя речь идет о здоровье девушки, которой Евгений после получения серебряной медали в Пекине признавался в любви прямо в телеэфире. А теперь просто вычеркнул ее из своей жизни.
С момента аварии Лукьяненко, кстати, успел жениться и вернуться после травмы в большой спорт. А вот у Ани все иначе. Изо дня в день ей приходится преодолевать неимоверную боль, чтобы восстановить движение сначала рук, потом подняться в кровати, а теперь научиться сидеть в кресле. Она перенесла 11 операций, сломанные кости до сих пор скреплены железками, поврежденный позвоночник держит специальная система. Несколько дней девушка не выходила из комы, месяц провела в реанимации.
Помочь Ане
Полгода Аня не могла рукой дотянуться до своего носа, а теперь ловко управляется с инвалидной коляской и не теряет надежды встать на ноги. Если, конечно, найдет средства на дальнейшее лечение. Она благодарна землякам, откликнувшимся на призыв о помощи, опубликованный в местной газете. Но все, что удалось тогда собрать, давно потрачено, а реабилитация предстоит длительная. О зарубежных клиниках речь не идет: мечтает попасть к Дикулю или в центр имени Пирогова в Москву. Времени осталось немного: по словам специалистов, подобное восстановительное лечение при травмах позвоночника эффективно лишь в первые три года.
Анюта живет с родителями. Мама учительница, папа наладчик одного из местных предприятий. Бюджет семьи складывается из их небольших зарплат и ее пенсии. Чуть ли не полкомнаты занимает тренажер, с помощью которого девушка разрабатывает свое измученное операциями тело. Знакомые восхищаются ее мужеством и силой духа. Если на глазах и появляются слезы, то только когда их никто не видит. Открытое лицо, хорошая добрая улыбка.
Во время разговора с корреспондентами "РГ" постоянно мигает компьютер, информируя о новых сообщениях. Ей пишут отовсюду, многие выходят на связь по скайпу. Часто общается с родителями погибшей Ирочки. До райцентра Белая Глина, где они живут, от Славянска-на-Кубани почти 300 километров, но на вторую годовщину аварии Аня уговорила отца, и он отвез ее на могилу подруги. Виктор и Елена Заметалины до сих пор не могут смириться со смертью любимой дочки, погибшей на третий день после собственной свадьбы.
- Они с Сережей поженились, когда Ирочка была на четвертом месяце беременности, - говорит мама. - На похоронах зять сказал, кто был за рулем, а теперь нам не звонит - наверное, стыдно. Ведь на следствии он дал показания, что автомобилем якобы управлял не Женя, а его друг, у которого и прав-то, говорят, не было. Мы надеялись услышать от Евгения слова сочувствия и поддержки, но общался с нами только его отец. Прощения за случившееся не просил, лишь передал деньги на похороны и памятник. За что взял расписку.
Никто не хотел отвечать
Выжившая в этой аварии Аня (она была свидетельницей на Ирочкиной свадьбе) считает, что золотые чемпионские медали вскружили голову человеку, которого она когда-то так любила. Да и Женя не скрывал своих чувств к ней, но, став серебряным призером Олимпиады в Пекине, настолько изменился, что она вскоре собрала вещи и ушла. Через несколько месяцев они встретились на свадьбе у Сережи и Иры - их общих друзей.
- После аварии почти два с половиной часа пролежала на дороге, - рассказывает Аня. - Если бы умерла, думаю, именно меня "посадили" бы за руль. Кричала от боли, просила Женю о помощи, но он был занят другим. Только третья "скорая" увезла меня в больницу Славянска-на-Кубани, откуда лишь спустя сутки перевели в Краснодар. За это время произошло самое страшное - сдавливание спинного мозга, отчего ноги потеряли чувствительность. Врачи изумляются, когда видят, как я встаю на них и даже каким-то чудом в ходунках могу сделать несколько шагов. Я изнуряю себя тренировками и верю, что когда-нибудь пойду самостоятельно.
По словам Аниного отца, о том, кто был за рулем в тот роковой день, он узнал от отца Евгения.
- Он к нам на следующий день приехал, - вспоминает Михаил Васильевич. - Сказал, что, если сына посадят, моей дочери лучше не станет. А они - помогут в лечении. 160 тысяч дал, о чем взял расписку, на этом все кончилось. Потом услышали, что, по показаниям Жениного друга, это он, а не Женя управлял машиной. А согласно появившейся в деле экспертизы, причиной аварии могла стать ямка на дороге. Какой с ямки спрос? Пошел к старшему Лукьяненко. "Делайте, что хотите, - говорю, - только дочку помогите вылечить. Продайте одну машину и дайте денег". Он меня назвал вымогателем и даже заявление написал...
Попытки услышать самого Евгения не увенчались успехом. В спорткомплексе, где он обычно тренируется, мы его не застали, а на телефонные звонки спортсмен упорно не отвечал. "Женя только на знакомые номера отвечает, - пояснил его отец. - У него нет времени на ненужные разговоры. Ведь он постоянно занимается, по соревнованиям ездит. Все вопросы мне задавайте".
Юрий Васильевич уверяет, что его сын ни в чем не виновен.
- Это подтверждается показаниями двоих свидетелей, которые находились в момент ДТП в автомобиле, - говорит он. - А Клименко сначала рассказывала, что ничего не помнит, а после того, как ее отцу не удалось использовать нас в качестве дойной коровы, вдруг вспомнила. Идет обычный шантаж. Мечтают, наверное, отнять шест у Жени, чтобы он не завоевал новых наград для своей страны.
Сергей Грипич, тренер Евгения Лукьяненко:
- О том, что в отношении Евгения возбуждено уголовное дело, и о предъявленном ему обвинении слышу впервые. Знаю о давнем ДТП, но Женя сказал, что попавшим в аварию автомобилем управлял не он, а другой человек. Больше разговоров об этом не возникало. Лукьяненко - очень перспективный спортсмен. Я тренирую его с 14 лет и горжусь тем, что воспитал одного из лучших в мире прыгунов с шестом.
Николай Колоницкий, заместитель начальника следственного отдела МВД России по Славянскому району:
- Уголовное дело по факту происшедшего 24 августа 2009 года ДТП было возбуждено практически сразу после случившегося. Однако по различным причинам расследование неоднократно приостанавливалось. С учетом вновь открывшихся обстоятельств я его возобновил, назначил ряд экспертиз и получил, как считаю, неопровержимые доказательства вины Лукьяненко. В сентябре прошлого года ему было предъявлено обвинение. Во время бесед с Евгением пытался объяснить ему, что в любом случае - признает его суд виновным либо нет - он, как владелец источника повышенной опасности, обязан компенсировать материальные затраты на лечение потерпевшей. Ведь не на наряды деньги нужны, говорю, а для того, чтобы угробленное здоровье вернуть. Оплатите лечение в Москве, в других центрах - никакой реакции.
Сергей Брижак, заместитель прокурора Славянского района:
- Я утвердил обвинительное заключение по делу Лукьяненко и направлял его в суд. Убежден: никакие регалии и заслуги не могут помешать привлечению виновного к ответственности, от которой в данном случае известный спортсмен пытается всеми способами уклониться. Подобное поведение не красит олимпийского призера. То на своего приятеля пытается вину свалить, то на плохую дорогу. В ходе дополнительного расследования были допрошены новые свидетели, проведен комплекс экспертиз - трассологическая, биологическая, судебно-медицинская. Все это позволило установить, что за рулем автомобиля находился его собственник, то есть Лукьяненко. Несмотря на то что он по-прежнему не признает своей вины, в ее подтверждение, считаю, собрано достаточно доказательств. После завершения предварительного расследования с утвержденным обвинительным заключением в ноябре прошлого года дело было направлено в суд. Однако оттуда его вернули прокурору "для устранения препятствий в рассмотрении". По нашему мнению, никаких препятствий не существует, поэтому принятое Славянским районным судом решение было обжаловано в краевой суд. Мы считаем, что в настоящий момент нарушаются права потерпевших на защиту, на соблюдение законных и обоснованных сроков рассмотрения уголовного дела.
Тот, кто захочет связаться с Аней Клименко, может позвонить по телефону ее папы Михаила Васильевича - 8-918-477-08-64.
Если вы решите материально помочь попавшей в беду девушке, сообщаем расчетный счет, на который можно перечислить деньги. Все собранные средства пойдут на восстановительное лечение.
Получатель: Клименко Анна Михайловна
Счет №42307.810.0.3018.1323891
Банк получателя: Сберегательный банк РФ, Славянское отделение № 1818
БИК: 046015602
к/счет 30101810600000000602
ИНН 7707083893
Назначение платежа: на лечение.