Качество российской железнодорожной инфраструктуры согласно отчету Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности стран (TheGlobalCompetitivenessReport 2011 - 2012) за последний год улучшилось. По отношению к 2010 году железные дороги России поднялись с 32-го на 29-е место, существенно обогнав отечественные автомобильные дороги (130-е место), инфраструктуру авиатранспорта (105-е место), портовую инфраструктуру (97-е место), а также электроэнергетику (80-е место).
Вероятно, высокое место в рейтинге в первую очередь связано с положительными результатами усилий правительства и владельца инфраструктуры ОАО "РЖД" по поддержанию имеющихся основных фондов в нормативном состоянии. Размеры ежегодной индексации тарифов и предоставления целевых субсидий из федерального бюджета позволили на фоне снижения инвестиционной активности в других странах улучшить место в рейтинге. Однако подробный анализ ситуации не позволяет расслабиться ни власти, ни владельцу инфраструктуры.
Существенная часть проблем на железнодорожном транспорте связана со все возрастающими ограничениями пропускной способности инфраструктуры. Если ранее отказ в приеме груза к перевозке из-за ограничения пропускной способности считался скорее экзотикой, то в настоящее время это становится повседневной реальностью. В результате грузовладельцы отправляют свой груз не туда, где он наиболее востребован экономикой, а туда, где "можно проехать". Попытка же воспользоваться альтернативой в виде автомобильного транспорта не всегда возможна: либо дорого, либо нет автодорог с необходимым качеством.
Когда же речь заходит о перспективных планах расширения имеющихся производств и создания новых производственных площадок в добывающих и обрабатывающих отраслях, то вопросы подключения к имеющейся транспортной инфраструктуре становятся трудноразрешимыми. Основная проблема, как обычно, финансовая.
Отсутствие гарантированного источника финансирования принятой правительством РФ Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года не позволяет грузовладельцам спрогнозировать и реализовать свои планы. А это значит, что реализация правительственных планов по социально-экономическому развитию на долгосрочную перспективу становится трудноразрешимой. Ведь рост ВВП в немалой степени зависит от возможностей промышленности увеличить производство, которые напрямую связаны с возможностью подвоза сырья и вывоза готовой продукции железнодорожным транспортом. Поэтому рост инфраструктурных ограничений приведет к замедлению роста ВВП. Например, по оценкам Института проблем естественных монополий, в случае невывоза 230 млн тонн груза к 2015 году (составляет около четверти существующей грузовой базы) рост ВВП может недосчитаться до 1,5 процентного пункта.
Учитывая длительность циклов от проектирования до ввода в эксплуатацию железнодорожных линий, составляющих более 3 - 5 лет, уже очевидную транспортную проблему 2015 - 2020 годов необходимо решать сегодня. В противном случае отечественные производители не воспользуются открывающимися возможностями, связанными с вступлением России в ВТО, не смогут ни закрепиться на внешних рынках, ни завоевать новые, а экономика России не сможет использовать открывающееся "окно возможностей".