Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
- Национальный вопрос один из главных пунктов, который генерирует многочисленные претензии к власти как артикулированные, так и безотчетные. Это острый вопрос не только с точки зрения жизни страны, но и с точки зрения восприятия действующей власти обществом.
Плюс статьи я вижу в том, что власть готова признавать проблемы, связанные с национальным вопросом. Она признает, например, что этническая преступность - это проблема государственной безопасности, что не происходит цивилизованной интеграции мигрантов в общество, что многие мигранты зачастую являются малообразованными людьми. Меры урегулирования этих проблем, несомненно, существуют: они скромнее, чем могли бы быть, но, безусловно, заслуживают поддержки. Некоторые из них упоминаются Путиным в статье: преподавание в школе русского языка, русской истории и русской литературы как базовых предметов гражданского воспитания, ужесточение наказания за нарушение правил регистрации и так далее.
Особое внимание обращает такая мера, как обязательный экзамен по русскому языку, являющийся условием для продления миграционного статуса иностранца. Этот ход в целом правилен, однако, судя по тому, что говорит Путин, учить мигрантов, которые будут сдавать экзамены, Россия намерена сама. В этой логике она должна взять на себя очень тяжелый и затратный груз толком не работающих систем образования в других странах. И все это на фоне достаточно скудного финансирования российских школ и низкого уровня нынешнего российского образования.
Что же касается создания некой специальной структуры, отвечающей за вопросы национального развития, то она могла бы выглядеть как национальная общественная палата, например. Нужно, однако, учитывать, что если внятная и адекватная концепция национальной политики действительно есть, необходимые органы для ее проведения только в плюс. Если же ее нет, то лучше, чтобы таких институтов не было. На мой взгляд, государственная концепция национальной политики сейчас страдает множеством противоречий. Поэтому лучше бы, чтобы органов для ее реализации не было: они могут только усугубить положение.