Политологи и "единороссы", обсудив статью Владимира Путина, опубликованную в минувший понедельник, пришли к выводу, что им нравится идея посадить за одну парту таджика и нобелевского лауреата, приехавшего работать в Сколково.
"Мы, русские, большие мастера в национальном вопросе, - заметил глава фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов, - тем более что в нашем государстве русские всегда были в меньшинстве, а сейчас впервые оказались почти что национальным государством". При этом количество народов внутри государства, несмотря на распад СССР, только увеличивается, считает Никонов: если в советскую эпоху их было 135, то, по данным последней переписи в РФ, - 180, при этом в Китае - 250, а в Индонезии - более 500. "В статье Путиным поднята очень важная проблема русского национального самосознания, - считает Никонов, - и каждая нация должна защищать свои интересы". Особенно он оценил идею о распространении курсов русского языка для мигрантов и даже сообщил, что "Русский мир" собирается открыть свой центр в Сколково и обучать там прибывающих иностранцев.
"Не надо делить мигрантов на "белую" и "черную" кость, мне лично таджики и киргизы ближе, чем американцы, приезжающие в Сколково", - возразил телеведущий Максим Шевченко и жестко раскритиковал Общественную палату, которая не сочла нужным в новом составе сохранить комиссию по межнациональному диалогу. "Действительно удивительно, - поддержал Дмитрий Орлов, - основной кандидат в президенты считает необходимым создавать специальный орган, а Общественная палата не сочла нужным".
"С одной стороны, русские как большинство играют громадную роль, - размышлял Александр Ципко, - но с другой стороны - и другие народы России не должны иметь представление, будто бы они второстепенные. Вообще, лозунг "перестаньте кормить Кавказ" просто добивает современную Россию".
А Оксана Гаман-Голутвина обратила внимание на затронутую премьером тему мультикультурализма, напомнив, что впервые о кризисе этой модели заговорили в Нидерландах в 2002 году, и "если уж где-то и потерпела крах эта модель, то лучше всего это видно на постсоветском пространстве, и не только в Латвии, но даже и в Украине". Она, впрочем, указывает, что серьезной проблемой для управленческой элиты страны остается инкорпорирование представителей различных этносов, или, говоря проще, отсутствие механизма "обязательной ротации региональных элит".
Александр Дугин с одобрением отметил: "Существуют разные формы национальной модели, Путин остановился на Евразийской модели, и тут нет противоречия, потому что евразийцы были русскими патриотами". Однако, по мнению социального теоретика Андрея Ашкерова, проблема заключается в том, что "каркас нашей многонациональный модели остается советским, и он ветшает", его тщетно пытаются заменить фольклором - "а чем его больше, тем больше отношения к нам как к туземцам".