27 января выходит из печати первый номер журнала "Дилетант". Его запуск совпал с объявлением Года российской истории. С одной стороны, получилось чистое совпадение, поскольку редакция "Дилетанта" вместе с учредителями и издателями ни в коей мере не стремилась синхронизировать свои действия с действиями власти. Да и идее такого журнала уже как минимум лет десять, вот только дело никак не доходило до ее реализации.
С другой стороны, в этом совпадении есть и изрядная доля закономерности. За последние 20 лет дискуссии вокруг отечественной истории породили в обществе конфликты не меньшие, если не большие, чем дискуссии политические. Мало того, что Россия превратилась за эти годы в "страну с непредсказуемым прошлым", так эти противоречия и столкновения на исторической почве раскалывают общество и в его трактовках настоящего и будущего. Отсюда идущее и сверху, и снизу стремление разобраться в этом самом "непредсказуемом прошлом".
Для этого и задуман "Дилетант", первый в России исторический журнал для семейного чтения и... смотрения, поскольку иллюстрации будут занимать в нем место наравне с текстами. А все материалы в целом должны в доступной форме рассказывать не мифологизированную историю, противодействуя, насколько возможно, всяческим фальсификациям, которые преподносятся как идущие на пользу интересам России, а на самом деле противоречат им, поскольку мешают усвоить уроки прошлого.
Почему "Дилетант"? Можно было прикрыться лингвистически, сославшись на итальянское происхождение слова (от dilettare - развлекать). И сразу же задаться риторическим вопросом: разве заниматься историей не увлекательно и развлекательно? Но не буду кривить душой: слово, взятое для названия журнала, выбрано не случайно и в прямом своем русском значении. Потому что это издание не научное, предназначенное для дилетантов от истории, коих подавляющее большинство, но при этом страстно желающее понять собственную историю, отделяя в ней факты от мифов.
Сказать, что отечественная история испещрена мифами, - ничего не сказать. Задача ученых - разбить эти мифы через кропотливую работу с архивами и научную интерпретацию фактов. А наша, дилетантская, изложить результаты такой работы доходчивым, популярным языком. К тому же занятие историей из увлечения превратилось в чуть ли не основную деятельность для многих непрофессионалов, заполняющих зияющие лакуны, которые оставляет после себя официальная историческая наука.
Главная тема первого номера - опричнина. В самом широком смысле этого слова - не только как русское явление. Среди многочисленных сюжетов из истории тайных полиций разных стран обращает на себя внимание подборка материалов, связанных с запретом второй серии фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". О взаимоотношениях художника и власти, художника и, если хотите, советской опричнины красноречиво рассказывает приводимая в первом номере запись беседы Сталина, которому подыгрывают Молотов и Жданов, с Эйзенштейном и Черкасовым, исполнителем заглавной роли.