Великий греческий режиссер кино Тео Ангелопулос трагически погиб во время съемок своего нового фильма.
Подробности дорожного происшествия напоминают о той немыслимо тонкой грани, по которой проходят, постоянно балансируя над пропастью, жизни дорогих нам людей. По ночной дороге промчался мотоцикл - и не стало человека, так много значившего для мирового кино и миллионов его зрителей. И не будет его нового фильма. И развеялись в прах новые творческие идеи. Останется ряд зарубок в истории искусства Греции и мира, ряд незабываемых впечатлений - в памяти человечества.
Ангелопулос - грек, этим все сказано. Греческие эпические мифы вошли в его сознание. В собственной матери он видел черты то Гекубы, то Антигоны, а женщин вообще, в соответствии с мифами, считал фигурами трагическими. Древний эпос определил стиль его кино - неторопливый, обстоятельный, фундаментальный, в мудрой тишине созерцающий мир в его постоянном перетекании из прошлого в будущее, а потом обратно в прошлое. В "Путешествии на Киферу" он в современном антураже воссоздавал миф о возвращении Одиссея и приходил к выводу, что мир со времен Гомера и Данте не слишком изменился: "Мы всего лишь непрерывно ревизуем, переосмысливаем идеи, заложенные в древности", - говорил он, сам процесс киносъемок относя к "человеческим приключениям", приключениям нашего самопознания.
"Одиссея" Гомера была в основе и его эпопеи "Взгляд Улисса", где герой - американский кинорежиссер 90-х, совершал путешествие в родную Грецию в поисках самого первого балканского фильма, который считается утраченным. И этот вояж оказывается в фильме грандиозной панорамой всей балканской истории ХХ века: времена и эпохи сменяют друг друга, как полустанки за окном железнодорожного вагона.
В систему мифов входила сама история. К греческой и мировой истории Ангелопулос обращался постоянно, он держал ее в поле зрения, даже в современных сюжетах. Снимая фильм об Александре Великом, он одновременно говорил о фашизме и сталинизме, о любых формах тоталитарной власти и ее родовых признаках. Его интересовал феномен почти неизбежной трансформации человека безграничной власти в тирана - независимо от чистоты и возвышенности его первоначальных намерений.
В "Охотниках" он исследовал отношения современной греческой буржуазии с историей: правящий класс ее попросту боится, он пытается спрятаться от ее уроков и ее закономерностей, раз за разом наступая на те же грабли. Фильмы-путешествия Ангелопулоса - это каждый раз путешествие в глубины нашего сознания и нашей памяти. Как это было в сюжетно скромном, а на самом деле - в одном из ключевых его фильмов "Пейзаж в тумане", где двое детишек ищут отца, но их путь становится дорогой познания таких категорий, как правда и ложь, красота и ее разрушение, любовь и смерть. Название другого его фильма "Вечность и день" - ключ к пониманию ракурса его творчества.
Задача искусства, как ее формулировал для себя режиссер, - делать мир человечнее. Терпимее. Учить его воспринимать эти уроки истории и делать из них выводы.
Вчерашний день для долгой жизни Тео Ангелопулоса стал последним. Впереди - вечность.
Из досье
Тео Ангелопулос по образованию юрист и философ, по первой профессии - журналист. Окончил французскую киношколу ИДЕК, начинал с политических короткометражек. Неоднократно награждался престижными кинопремиями и участвовал в жюри крупнейших международных фестивалей - Каннского, Берлинского, Московского… За фильм "Вечность и день" в Канне получил из рук Мартина Скорсезе Золотую пальмовую ветвь. Среди близких ему по духу творцов - Тонино Гуэрра, который неизменно подавал ему ценные идеи и подарил название одного из последних фильмов - "Плачущий луг".