25.01.2012 16:30
Происшествия

Челябинский водитель взыскал с дорожников 100 тысяч за наледь на трассе

Текст:  Михаил Пинкус (Челябинская область)
Читать на сайте RG.RU

Сосновский районный суд вынес беспрецедентное решение в пользу водителя, пострадавшего из-за бездействия дорожных служб. Его иномарка вылетела в кювет из-за сильной наледи на дороге, которую, судя по документам, посыпали противогололедным составом. Исковые требования челябинца Дмитрия Константинова (фамилия изменена - ред.) к дорожникам удовлетворены лишь частично, однако автоюристы даже такой исход дела склонны оценивать как маленькую победу над извечными российскими бедами.

Проблема в том, что наказать дорожные службы за нежелание работать крайне сложно. Даже если трассу замело снегом или покрыло коркой льда, что неизбежно провоцирует массу дорожных неприятностей, против водителей всегда выступает пункт 10.1 Правил дорожного движения, который говорит об ответственности за выбор безопасного скоростного режима с учетом дорожных, метеорологических и прочих условий. Другими словами, если вы угодили в дорожную выбоину или не справились с управлением на наледи, значит, превысили скорость на сложном участке дороги и должны винить в этом только себя.

Дмитрий Константинов себя не винит и готов отстаивать свою правоту столько, сколько это понадобится. Он обратился в суд с требованием взыскать с Карабашского ДРСУ Сосновского и Чебаркульского ПРСД, обслуживающих участок трассы Челябинск - Яраткулова - Халитова 132 тысячи рублей, в которые ему обошлась экспертиза и ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля Рено-Симбол.

В суде автомобилист сообщил, что в марте прошлого года двигался по дороге с разрешенной скоростью в 90 километров в час, как вдруг заметил впереди сильно заснеженный участок. Сразу сбросил скорость до 70. Однако машина уже угодила в ледяную колею и стала неуправляемой. Ее вынесло на полосу встречного движения, развернуло юзом и выбросило в кювет. Пострадала крыша салона, переднее крыло и радиатор. От удара разбились стекла в дверях. К счастью, от более серьезных повреждений водителя и автомобиль уберег глубокий снег.

Суд установил, что ответственность за состояние дороги на участке, где перевернулся автомобиль, несет Карабашское ДРСУ. В журнале производства дорожных работ ДРСУ имелась запись о том, что именно в этот день и именно на этом участке дороги велись работы по отсыпке дорожного полотна специальным противогололедным составом  - в связи с неблагоприятными погодными условиями. Однако из материалов ГИБДД и показаний свидетелей выяснилось, что никаких работ на деле не проводилось. Наледь толщиной 10-15 сантиметров и ярко выраженная "колейность" зафиксирована в протоколе осмотра места ДТП. Кроме того, на опасном участке дороги отсутствовали предупредительные знак "Скользкая дорога" и знаки временного ограничения по скорости и минимальной дистанции.

- Суд пришел к выводу, что должностные лица Карабашского ДРСУ не приняли надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения, - сообщила консультант Сосновского районного суда Елена Грибачева. - А, значит, должны нести ответственность за произошедшую аварию. Вместе с тем, установлена и вина водителя, проявившего грубую неосторожность при выборе скорости движения. А в соответствии со статьей 1083 Гражданского кодекса РФ, в этом случае размер компенсации причиненного вреда должен быть уменьшен. В результате в пользу автомобилиста с ДРСУ взысканы 100 тысяч рублей материального ущерба и пошлина в доход государства.

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", это уже не первая перевернувшаяся машина на этом участке магистрали. В соседнем Чебаркульском суде слушается дело по иску другого челябинского автомобилиста Сергея Кропотова, машина которого разбилась на участке Яраткулова - Халитова двумя месяцами позже - в мае прошлого года. Иномарка "Додж Калибр SE" угодила в выбоину и вылетела с дороги. Водитель отделался травмой спины, однако потребовал взыскать с дорожников более 600 тысяч рублей за смятый в жестянку автомобиль.

Как сообщил сотрудник Чебаркульского суда Денис Исупов, в настоящее время по делу проводится автотехническая экспертиза. После получения ее результатов слушания будут продолжены. Правда, иск пострадавшего адресован не к Карабашскому, а соседнему - Чебаркульскому ПРСД.

- Уже на следующий после аварии день выбоину на дороге залатали, - сообщил представитель пострадавшего автомобилиста Евгений Жарнаков. - Однако у нас имеется протокол ГИБДД, из которого следует, что выбоина по размерам значительно превышала предельно допустимые ГОСТом параметры просадок дорожного покрытия. Кроме того, установлено, что в момент аварии Сергей двигался с допустимой на этом участке дороги скоростью - не выше 70 километров в час. Шансы взыскать компенсацию с дорожников - неплохие.

Выходит дорогу посыпают противогололедной смесью только на бумаге, а чинят, уже когда кто-то разобьется? Кто проверяет работу дорожников, которую наряду с бюджетом в виде бензиновых акцизов оплачивают из своего кармана и сами автовладельцы?

В региональном министерстве инфраструктуры, строительства и дорожного хозяйства на "скользкую тему" говорить отказались. Сослались на отсутствие министра и заверили, что расходование бюджетных средств дорожно-строительными управлениями территорий контролируется жестко. Однако недоразумения все же случаются.

По словам юриста челябинского общества автомобилистов Дениса Солодилова, больше всего "недоразумений" происходит в межсезонье, когда выбоин на дорогах не видно из-за снега и луж, а утренний гололед к середине дня полностью исчезает.

- Пострадавшим водителям необходимо прямо на месте требовать составления акта о всех имеющихся недостатках обслуживания дороги. ГОСТом установлены предельно допустимые параметры просадок дорожного покрытия, а так же регламент очистки дорог от снега и наледи. Даже для проселочных дорог с интенсивностью движения не более тысячи машин в сутки установленные сроки ликвидация наледи - четыре-шесть часов. Нужно знать законы и требовать от дорожных служб их соблюдения.

Охрана порядка Челябинская область Урал и Западная Сибирь