26.01.2012 11:31
Общество

В Пермском крае начали возрождаться заброшенные села

В Пермском крае начали возрождаться заброшенные села
Текст:  Константин Бахарев (Пермь)
Российская газета - Неделя - Пермский край: №0 (5689)
Читать на сайте RG.RU

В Прикамье возвращаются к жизни села, которые были в свое время официально ликвидированы. Что влечет современных людей в провинциальную глушь? Чтобы узнать это, корреспонденты "РГ" побывали в одном из таких селений.

Одинокий пчеловод

Бывшая деревня Любимово прячется в лесах Оханского района. Проезжая мимо нее, за густым лесом можно даже не заметить домов. Сейчас в них живут всего три семьи, а еще одинокая пенсионерка Зоя Воробьева и пчеловод Павел Колчанов. Он-то два года назад, соскучившись по сельским просторам, и предложил переселяться всем желающим в Любимово. Места здесь живописные - речки, пруд, еловые перелески и березово-ольховые рощицы. Речку оккупировали бобры: везде плотины, возведенные трудолюбивыми животными.

Павел Колчанов работал в местном совхозе пчеловодом и в 1991 году построил на любимовской земле большой дом из толстенных лиственниц. После развала предприятия завел свою пасеку, держал корову, лошадь. От совхоза ему досталось восемь гектаров земли, так что было где размахнуться.

Одно время Павлу стало скучно жить одному, и он переехал в Оханск. Но городская жизнь не понравилась, и Колчанов вернулся. Снова развел пчел, разбил огород. Но тоскливо было в глуши. Кроме медведя, как-то раз перевернувшего пару ульев в поисках меда, в гости к нему никто не приходил. Конечно, рядом другие деревни со своими жителями. В них есть и дом престарелых, и даже исправительное учреждение ГУФСИН, где отбывают наказание мелкие жулики. Но сходить к кому-то в гости, попить чаю, а потом возвращаться домой по хрустящему снегу под звездным небом оставалось мечтой. Поскольку одиночество Колчанов не переносит, он дал объявление в Интернете: "Предоставлю бесплатно землю любому, кто согласится на ней жить".

- Поселенцам я решил землю просто подарить, - попивая пахнущий медом морковный взвар, говорит он. - Электричество здесь есть, а остальное можно построить.

Сбежать из города

На объявление Павла откликнулись несколько семей. В Любимово приехали Владислав и Елена Кубекины. Раньше они жили в Московской области, в Зеленограде. Владислав был системным адми-нистратором, а Елена работала в сфере недвижимости.

Сейчас они живут в деревянном доме. Из удобств - только электричество да еще недавно антенну для сотовой связи поставили. Двое детей - грудной младенец и 12-летний сын.

- Обустраиваемся потихоньку, - говорит Владислав. - После городской суеты здесь просто замечательно.

Его старший сын каждый день на школьном автобусе ездит на учебу. В отличие от отца, ему жизнь в деревне не нравится. В Зеленограде у него были друзья, компьютер с Интернетом, а в Любимово одна только работа - носить воду и дрова, да еще заботиться о козах.

Заработков стабильных пока здесь нет, мужчины "шабашат" на плотницких работах. Семья Кубекиных получает деньги от сданной в аренду квартиры в Зеленограде.

Кроме них, здесь проживают еще две семьи - такие же "беглецы от цивилизации". Алексей и Елена Лесных приехали в Любимово из Краснокамска. Алексей работал промышленным альпинистом. Но сейчас, после года в лесной деревне, не собирается возвращаться.

- Я очень жалею, что прожил больше 30 лет и не знал, как это замечательно - встать рано утром, сходить на ключик за водой, наколоть дров, - улыбается он. - И все это на свежем воздухе. Жить в своем доме, не зависеть ни от кого - это мне по душе.

22-летняя жена Елена занимается ткачеством, шьет рубашки, штаны, пояса, украшает их вышивками. Семья Лесных продала свою квартиру и строит в Любимово дом. Эту зиму они проживут в бане. Новый дом планируют достроить в наступившем году.

Кроме них, в Любимово поселилась еще одна семья - Андрей и Надежда Койновы. Андрей, как и Владислав Кубекин, раньше работал системным администратором. Но переехал в деревню и по своему прежнему занятию ничуть не скучает. Живут супруги в доме из бруса, принадлежащем местному муниципалитету. В планах - тоже постройка своего большого дома. Ведь семья немаленькая - 10-летняя дочь, полуторагодовалый сын и еще ожидаемое пополнение.

Бумажный заслон

С приездом новых людей жизнь в "нелегальной" деревне оживилась. Всех гостей встречает ярко-белая добродушная лайка Аркуда, подаренная Кубекину одним из московских друзей. Со временем, как надеются все поселенцы, кроме коз появится и другая домашняя скотина. В пруду, около дома Колчанова, они намереваются разводить карпов.

Сейчас все поселенцы озабочены оформлением земельных участков. Трудности на каждом шагу. Невозможно зарегистрироваться, поскольку официально деревни Любимово нет. Перебои с электричеством. Линия, которую еще в 1991 году протянул Павел Колчанов, нуждается в ремонте. Выписать в лесничестве лес для собственных нужд тоже непросто. На постройку дома в Любимово лес покупать дорого, поскольку такой деревни "не существует". Множество проблем исчезло бы, если б поселение было оформлено, как полагается.

Но Павел Колчанов уже уверен в том, что деревня возродится. Ведь еще 12 семей решили обосноваться здесь же. Сейчас они озабочены оформлением документов. Уже подано заявление местным властям с просьбой официально восстановить деревню Любимово.

- Правильно делают люди, что переезжают жить в деревню, - считает Зоя Воробьева, пенсионерка, с давних пор имеющая дом в Любимово. - Ведь в городе живешь, как в тюрьме. Тесно, шумно, пахнет чем-то, а здесь - тишина, воздух свежий.

Дом без адреса

А примеры возрождения деревень в Прикамье уже есть. В конце 2011 года Законодательное собрание Пермского края приняло решение о восстановлении деревни Кропачиха в Оханском районе. В 1986 году власти исключили ее из перечня населенных пунктов в "связи с выездом всех жителей". Но с начала 2000-х годов здесь вновь начали селиться люди. Место удобное, красивое, на берегу речки.

- Через Кропачиху проходит газопровод, есть электричество, - говорит Алла Аверина, глава Острожского сельского поселения. - Сейчас там уже проживают пять семей, 20 человек. И еще есть желающие.
 Конечно, жить без официального оформления деревни и внесения ее в существующие реестры в России не возбраняется. Но при этом возникает множество трудностей. Во-первых, нет почтового адреса. Сейчас письма и посылки в Кропачиху адресованы так - "бывший населенный пункт Кропачиха". Во-вторых, жители не могут оформить землю в собственность под индивидуальное жилищное строительство. Свободные участки, согласно закону, можно получить только под огородничество и садоводство.

В результате летом 2011 года поселенцы провели общее собрание, на котором приняли решение обратиться к властям с просьбой "легализовать" деревню. Депутаты Острожского сельского поселения одобрили этот шаг, и, в свою очередь, направили свое решение в Земское собрание Оханского района.

- Наши депутаты единогласно проголосовали за восстановление Кропачихи, - говорит Анатолий Кутявин, председатель Земского собрания. - После этого проект закона о восстановлении деревни мы направили в Законодательное собрание Пермского края.

В региональном парламенте тоже все прошло гладко, и при двух воздержавшихся депутатах решение о "легализации" Кропачихи было утверждено. Сейчас проект закона находится в Москве, проходит ряд проверок и экспертиз. Если федеральные ведомства согласуют этот документ, на карте Прикамья вновь появится деревня Кропачиха.

комментарий

Иван Огородов, заместитель министра сельского хозяйства Пермского края:

- Мы можем только приветствовать процесс возрождения деревень в Прикамье. Ведь при этом их жители начинают заниматься, как правило, сельским хозяйством - разводят всякую живность, выращивают овощи. С нашей стороны вот таким мелким хозяевам будет оказана вся возможная помощь. Сейчас главное направление работы пермского минсельхоза - поддержка производителей так называемых "нишевых" продуктов. Это эксклюзивная, уникальная продукция, которую не выпускают в промышленном масштабе. И таких примеров в крае немало. Фермеры выращивают экологически чистый чеснок, изготавливают рулонные газоны, розами занимаются и так далее. В прошлом году на поддержку таких производителей мы выделили 125 миллионов рублей. В этом году запланирована такая же сумма, и еще 40 миллионов рублей региону выделит федеральный бюджет.

Единственное, на что стоит обратить внимание новоявленным фермерам, это соблюдение оптимального баланса между затратами и выручкой. Мы не станем помогать тому, кто живет в глуши, и оплачивать его расходы на перевозку товара, или тянуть к нему линии электропередач, поскольку это невыгодно и бесперспективно. А если фермерские хозяйства будут развернуты в пределах пяти-семи километров от автомобильных дорог, мы обязательно поможем такому сельскому бизнесмену встать на ноги.

Справка "РГ"

За последние годы в Пермском крае вновь появилось немало деревень, ранее ликвидированных в связи с выездом оттуда всех жителей. Восстановились населенные пункты Усть-Ласьва, Киселево в Карагайском районе, Соловьево в Пермском районе, Демидково в Добрянском районе и другие. В 1989 году в Пермской области было 3953 сельских населенных пункта, в 2002 - 3961. В 2011-м в Пермском крае насчитывалось 3644 сельских населенных пункта.

Миграция Пермский край Пермский край