26.01.2012 13:23
Происшествия

УФАС: Конкурс по выбору иркутских перевозчиков изобилует недоработками

Власти Иркутска занялись безопасностью общественных перевозок
Текст:  Екатерина Дементьева (Иркутск)
Российская газета - Неделя - Восточная Сибирь: №0 (5689)
Читать на сайте RG.RU

Резонансное ДТП заставило муниципальные власти совместно с надзорными и контролирующими органами задуматься о том, как  обеспечить безопасность на общественном транспорте.

Не доехали

На минувшей неделе общественность Иркутска всколыхнула страшная авария - практически в центре города опрокинулось, упав с пригорка, маршрутное такси. Женщина, сидевшая на первом сиденье, погибла на месте. Еще пятеро пассажиров и сам водитель были ранены.

Надо отметить, ДТП с участием общественного транспорта в Иркутске не редкость.

По данным начальника ГИБДД Иркутска Вячеслава Жилкина, за прошлый год таковых было зарегистрировано 1789. Причем почти в 1000 случаев вина за аварию лежала именно на водителях маршрутных такси и автобусов. В этих авариях пострадали 150 человек, четверо погибли. Ежедневно со стороны маршруток фиксируется масса нарушений, самые распространенные из которых  - превышение скорости, проезд перекрестка, за которым образовался затор, наезд на стоп-линию.

Это очень тревожная статистика, учитывая, что в городе работает примерно 1800 маршруток и автобусов. Такому развитию ситуации, считают в ГИБДД, способствует, прежде всего, низкая квалификация водителей - за те мизерные зарплаты, которые платят владельцы транспортных компаний, опытные специалисты работать отказываются. Кроме того, сами владельцы фирм-перевозчиков не торопятся проводить профилактическую работу с персоналом, а подчас откровенно плюют на требования безопасности.

- Большинство договоров на медицинское и техническое обслуживание, по нашему мнению, абсолютно формальны, - заявил Жилкин. - По правилам водители должны проходить медосмотр перед выходом на линию и после смены. Однако после смены никто водителей не осматривает - съехал с маршрута, и до свидания. Да и предварительный осмотр часто проводится только на бумаге. Мы не раз находили в маршрутках чистые путевые листы с уже проставленными  отметками врача и слесаря. Водитель получает такую бумажку, сам заполняет ее и выходит на маршрут. Разумеется, никто не думает следить за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Правда, этот момент может быть решен после повсеместного внедрения тахографов. Но другие проблемы остаются нерешенными.
Например, хамство водителей, грубые отказы принимать крупные купюры, курение в салоне и разговоры по телефону во время поездки, орущий из динамиков шансон, грязь и сломанные сиденья в транспорте, невозможность дождаться автобуса после девяти часов вечера. Подобные жалобы от пассажиров поступают на горячую линию мэрии ежедневно. Люди говорят, что они чувствуют себя в этой ситуации абсолютно незащищенными.

У семи нянек...

На это представители мэрии Иркутска, Управления Государственного автодорожного надзора и ГИБДД хором заявляют, что эффективно контролировать сферу муниципальных перевозок они сегодня не могут, поскольку, кроме Административного кодекса, внятной законодательной базы нет. Есть только федеральный "приказ №2", от 1997 года, который, по мнению властей устарел. А по АК штрафы за нарушения незначительны и не могут решить проблемы. Новый федеральный закон, регулирующий сферу муниципальных перевозок, пока находится в Госдуме на рассмотрении. Не принят пока и областной закон, на который городские власти возлагали большие надежды, - он циркулирует в кабинетах регионального Законодательного собрания. Между тем принимать какие-то нормы на городском уровне город не имеет полномочий. Таким образом,  у администрации города фактически нет возможности привлечь к ответственности нерадивых маршрутчиков.

Перевозчики лишь уведомляют мэрию о том, что они обслуживают тот или иной маршрут, поясняют в администрации города. Попытки взять ситуацию под контроль успехом не увенчались - на этой неделе должен был пройти конкурс по выбору перевозчиков на обслуживание основных городских маршрутов. Однако ФАС приостановила конкурс, заявив, что ряд пунктов нарушает закон о конкуренции и в целом документация недостаточно проработана. Ранее антимонопольная служба признала нарушающим закон "О конкуренции"  постановление мэрии об организации транспортного обслуживания населения в городе Иркутске.

Правда, руководитель Управления ФАС по Иркутской области Валентина Заморина заявила, что власти совершенно напрасно расписываются в своей беспомощности, поскольку на их стороне закон о защите прав потребителей. Кроме того, действует закон "О безопасности дорожного движения", который вовсе не такой уж устаревший, в него были внесены серьезные поправки в 2007 году.

- Мне  сложно понять, почему администрация не применяет их для наведения порядка, - заявила Валентина Заморина. - Перевозки - это лицензируемый вид деятельности. Есть орган, который выдает лицензии, почему при выдаче лицензии не проверяется наличие тех же подразделений техобслуживания, которые  должны быть по условиям лицензионного соглашения? Почему в дальнейшем не проверяется соблюдение условий лицензии? Почему не следят за соблюдением расписания движения транспортных средств на маршруте, ведь нарушение его - это прямое нарушение прав потребителей? Даже в существующей на сегодняшний день правовой базе имеются возможности для контроля за деятельностью транспорта и воздействия на нарушителей.

Что же касается отложенного конкурса, то, по словам Валентины Замориной, документ, за разработку которого городская администрация, кстати, заплатила немалые деньги, пестрит недоработками. Например, в трех томах конкурсной документации полностью отсутствует расписание движения транспорта по маршрутам, есть только временные интервалы.

-Наши сотрудники сами рассчитывали график движения автобусов и микроавтобусов, и получилось, что на некоторые остановки одновременно должны прибывать автобусы с 12 маршрутов. Но на городских улицах просто нет таких "карманов", которые могут вместить 12 машин сразу, - заметила глава  регионального УФАС.

Получается, проблемы не столько в правовых дырах, сколько в нежелании или неумении власть предержащих пользоваться правовыми возможностями.

Сейчас иркутские власти готовы садиться за стол переговоров с перевозчиками и совместно договариваться о правилах игры, и, возможно, даже разрабатывать нормативные документы.

- Только совместно мы обеспечим иркутянам безопасность и достойное транспортное обслуживание, - резюмировал вице-мэр Дмитрий Разумов.

Вопрос в том, почему этого не произошло раньше?

Комментарий

Валерий Елизаров, начальник Управления Государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Иркутской области:

- Помимо поведения самих маршрутчиков на дорогах, ситуацию усугубляет состояние проезжей части в городе. Например, содержание улиц  и уборка снега зимой частно не соответствует существующим нормативам. На том злополучном спуске, где произошла на прошлой неделе авария, снег был свален на бетонное ограждение дороги - плиты высотой 60 сантиметров торчали из сугроба всего сантиметров на 12. То есть образовался трамплин, на котором маршрутка просто подлетела.  Снег по нормам должен убираться не на обочины, а за ограждение. Городским властям надо уделить пристальное внимание этому вопросу.

Кроме того, по нормативам, и ограждение должно быть высотой не менее 75 сантиметров, а не 60. Правильно установленные ограждения неоднократно спасали жизни людям.

Охрана порядка Иркутск Восточная Сибирь