26.01.2012 00:03
Культура

Режиссер Сергей Лобан рассказал о съемках фильма "Шапито-шоу"

Режиссер Сергей Лобан - о том, как нашел героев "Шапито-шоу"
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №16 (5689)
Читать на сайте RG.RU

26 января в прокат выходит фильм "Шапито-шоу".

Эта картина, заслужившая внимание и высокие отзывы профессионалов на многих фестивалях (в частности, фильм получил "Серебряного Георгия" на 33-м Московском Международном кинофестивале и Гран-при фестиваля "Киношок", а сейчас едет на киносмотр в Роттердам), длится четыре часа. И это одна из причин, почему прокатная судьба фильма долгое время оставалась под вопросом. В итоге было принято решение выпустить на экраны "Шапито-шоу", которое состоит из четырех новелл: "Любовь", "Дружба", "Уважение" и "Сотрудничество", двумя отдельными фильмами. Причем начинать просмотр можно с любого из них. А специально для "РГ - Недели" режиссер картины Сергей Лобан рассказывает забавные истории, связанные с фильмом, в частности, как он нашел своих героев.

Лев Петрович

Лев Петрович Сидоров - мой двоюродный дядя. Ему 75 лет, он всю жизнь пел в оперетте, выступал в амплуа героя. У него уникальный диапазон голоса и ярчайшая сценическая харизма, за это его обожала публика во всех городах, и только зависть конкурентов и интриги не позволили ему прославиться. Про его несостоявшийся талант даже написана книга. Я пригласил его в фильм на роль импозантного ведущего загадочного Шапито-шоу. Он очень обрадовался, так как ждал этого всю жизнь.

На съемки в Крыму он прихватил с собой своего самого знаменитого друга - заслуженного артиста РФ пародиста Арнольда Гумницкого, чтобы продемонстрировать ему собственную крутизну. В Симеизе снималась сцена, как ведущий шоу днем подрабатывает массовиком-затейником в караоке-кафе. Снимали, как обычно для нас, дублей по двадцать. Вечером Гумницкий сказал, что племянник никуда не годится, потому что ни фига не умеет, и не понятно, зачем снимать столько раз одно и то же. Ночью они забыли закрыть калитку в снятом для них доме, и у них украли все деньги. Утром они стали обвинять друг друга во всех грехах. По дороге в аэропорт старики даже пытались друг друга поколотить, их разнимала и пыталась успокоить Настя - второй режиссер. В аэропорту они разбрелись по разным углам и с тех пор не разговаривают.

Петр Мамонов

Петр Мамонов участвовал в "Шапито-шоу" сразу после съемок в фильме "Царь", где ему платили огромный гонорар и относились как к суперзвезде. Он так себя приблизительно и ощущал, и от нашей съемочной группы тоже требовал уважения. Для него было непонятным и немного задевало, что не все местные жители в Симеизе его узнавали. Тогда ему приходилось им напоминать: "Фильм "Остров" смотрели? Это же я!"

Мы снимали сцену: Мамонов в костюме Джека Воробья собирался прыгать со скалы Дива. Это знаменитая скала в Симеизе - еще никто из нырнувших с самого верха не выжил. Для этой сцены нам была необходима толпа зевак, но проплатить такое количество массовки - слишком дорого. Мы дали Петру мегафон, и он, стоя на вершине скалы, орал: "Прыгаю!!!". Поглазеть собралась огромная куча народу. На следующий день его стали узнавать. Разные люди подходили и говорили: "Мы вас знаем! Вы тот, кто вчера прыгал со скалы!"

Пиратский катер

Для сцены "Мамонов в компании Барецкого" нам нужен был шикарный пиратский катер, и оказалось, что его не так-то просто найти в Крыму. Мы познакомились с мутным типом, у которого была "Черная Акула" - дорогущий бандитский катер черного цвета. Владелец сообщил, что мы должны ему заранее выдать все деньги за аренду катера (несколько тысяч долларов), чтобы он мог его спустить на воду и сделать мелкий ремонт. Мы отдали ему все, что у нас было. Утром в день съемок он не появился. По телефону сказал, что все в порядке, и он мчится. Но сколько мы ни вглядывались в горизонт, ничего там не было. Его телефон отрубился. Мы были в отчаянии. Наш художник Алена Кудревич отправилась в соседний поселок и нашла великолепный старинный катер на подводных крыльях (точно такой же, как в "Айболит-66"). Его капитан согласился сняться практически бесплатно - денег у нас больше не было.

Песков и Миротинцевы

Близнецы Миротинцевы - двойники Майкла Джексона. Мы познакомились с ними, когда им было 14 лет, Марина увидела их на районном мероприятии в парке. С тех пор прошло 6 лет, и, когда мы решили пригласить их на съемки в "Шапито-шоу", выяснилось, что сделать это уже непросто. Ребята выросли, стали звездами и участвуют в театре Пескова. Директор не соглашался их отпускать. Я возмущался: как же так, ведь фильм покажут по телевизору по второму каналу, это очень полезно для пиара и все такое. Тогда он согласился, но с условием, что в фильме снимется Александр Песков (в любой роли). Я встретился с Песковым у него дома, он сидел в маске, и я не видел его лица. Он произвел впечатление очень доброго человека и сказал приходить всегда, когда будет грустно. Я узнал, что у него около семидесяти сценических образов, и придумал, что каждый раз, когда мы будем показывать обычного зрителя в шапито, рядом будет сидеть Песков в новом образе, который к тому же будет вести себя странно (плакать, когда зритель смеется, и наоборот). В какой-то момент эта идея мне даже понравилась, но в день съемок Песков не смог появиться, потому что снимался в программе про собак. Близнецы Миротинцевы исполняли танец Джексона виртуозно, мы поставили их в профиль друг за другом, и в кадре казалось, что это один человек. Они отсматривали каждый дубль на плэйбеке и восторженно комментировали, глядя на себя: "Это гениальные ребята!!! Вы не представляете, как вам повезло с этими парнями!!!"

Массовка

Мы снимали в Крыму долго, и массовка у нас была одна и та же. Со многими мы подружились. Две смешные девушки из Севастополя очень творчески подходили к процессу. Они не могли просто так пройти по улице мимо героев и всегда придумывали, кто из них кого догонит, что спросит и куда потом выбросит фантик. В сцене, когда Киберстранник бродит по пляжу, они придумали на фоне изображать отдыхающих, тренирующих ушу. Когда снимали пожар и людей, бегущих от шапито, одна из них предложила: можно, я споткнусь? В результате в кадре с бегущей толпой они грохнулись покруче каскадеров. Женя, оператор, позже встретил одну из этих девушек в Москве, она работает в кино. Еще была среди массовки парочка из Ялты: смешной плотный мужчина и его друг маленького роста. Выяснилось, что мужчина - певец и композитор, а друг - его продюсер. И он все время пытался мне впарить диск: послушайте, может пригодиться! На диске были изображены гитара и море. Когда мы озвучивали фильм, я никак не мог подобрать музыку для сцены в кафе "Симеиз", потому что обычно там играет Антонов и это важно для эмоционального настроения. Но использовать Антонова стоит 3000 долларов. Я нашел у себя диск с гитарой и решил послушать на всякий случай. Теперь прекрасная песня "Счастье" Александра Антимирова звучит в нашем фильме.

Как я встретил двойника

Во время съемок в Крыму мне стал звонить на телефон странный человек и утверждать, что ему необходимо со мной встретиться. А так как у меня не было ни секунды свободного времени, то я старался отмазаться, но он звонил снова и настаивал. В какой-то момент я согласился. Он назначил встречу в кафе и попросил, чтобы я пришел один. Мы встретились. Это оказался человек приблизительно моего возраста, он был очень взволнован. Он сказал: представляете, какая ситуация - я тоже режиссер. Но мало того, сказал он, я тоже снимаю кино, и оно называется "Шапито". Что будем делать? Я сказал, что не вижу проблем, так бывает. Но он спросил: у вас там что, драма? Я сказал: да, с элементами комедии. Он сказал: и у меня драма. Как такое могло случиться? Я сказал, что я очень тороплюсь, и побежал, а он остался в кафе грустно размышлять. Недавно я узнал, что сценарий к тому фильму помогал писать мой друг, и фильм на самом деле про Чернобыль, и он все еще снимается.

Цой

Сережу Кузьменко, исполнившего роль двойника Цоя, мы нашли в Америке. Он живет в Бостоне, где пытается быть рок-звездой-двойником. Он приехал на все съемочное время, а так как сцен у него было немного, а свободного времени полно, он решил подрабатывать рабочим на площадке. В Симеизе он моментально стал суперзвездой. Панки, хиппи и просто отдыхающие - все тянули его в свои компании, просили спеть, снимали себя рядом с ним на телефон, показывали записи своим друзьям с криком: "Ты офигеешь - я с реальным Цоем!" Все девушки мечтали с ним познакомиться, парни - выпить. Работу на площадке пришлось забросить. Через какое-то время местные бандиты стали вывозить его к себе на дачи, чтобы он давал концерты, предлагали помочь с продюсированием. То, что с ним происходило, было очень похоже на историю его героя. Мы страшно волновались.

Когда снимали главную сцену - концерт в ялтинском зале "Юбилейный", - Сережа находился уже на грани. Женщине из Ялты, игравшей в эпизоде, стало плохо: оказалось, что двадцать лет назад она снималась в фильме "АССА", и теперь почувствовала сильнейшее дежавю - будто время обернулось вспять.

Наше кино