Вчера, в день рождения Владимира Высоцкого, в "РГ" побывал его сын Никита - актер театра и кино, сценарист фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой"
В рамках online-конференции Никита Высоцкий больше полутора часов отвечал на вопросы читателей "РГ". Причем особенно попросил: "Если будут и негативные, обязательно отвечу, даже в первую очередь". И о фильме, и о первом наиболее полном собрании сочинений и песен Владимира Высоцкого.
Обычно про человека вспоминают масштабно "под юбилей". Сегодня дата не круглая - 74 года исполнилось бы Высоцкому. Почему именно сейчас актуально было издать масштабное собрание сочинений и песен, а также выпустить фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой"?
Никита Высоцкий: Жизнь не подчиняется круглым датам, мне кажется, и выход картины, то, что с этим связано сейчас - это необходимость, которую диктует жизнь, а не юбилеи. Меняются поколения и все меньшую роль играет то, которое Высоцкого помнит. Огромное количество молодых входит в жизнь, и для них культура советского периода - абсолютно пустое место. И нашему поколению необходимо сказать важное нашим детям о том времени, откуда мы. О тех людях, которых мы любили, и о тех книгах, которые мы читали. Кроме нас этого никто не сделает. И я ожидаю, что будет еще много акций, похожих на то, что сделали мы, про нашу недавнюю историю. Верю, что будут картины, спектакли, собрания сочинений. Ведь нельзя забывать и выбрасывать из жизни и культуры: Абрамова, Трифонова, Шукшина, Тарковского, Ефремова, Шнитке, Денисова...
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Настя, студентка, город Славск: Что для вас значит этот фильм?
Никита Высоцкий: Это то, что я должен был сделать. И это не только мое объяснение ему в любви, уважении. И то, что не получилось сказать отцу при жизни. Мне было 16 лет, когда он умер. И мне казалось, что жизнь бесконечна, что и я буду жить всегда, и он будет жить всегда. И очень многим казалось, что все успеется...
Римма, инженер, Санкт-Петербург: Вы были свидетелем того, как именно работал над стихами и прозой ваш отец?
Никита Высоцкий: Он был достаточно собранным человеком, умел, когда не получается, брать на измор и мучиться. Но вообще, у него были периоды типа Болдинской осени - когда и записывать не успевал. А бывало, когда месяцами не мог родить ни строчки. Думаю, было много труда, и действительно много чуда, которое называется талант, гений, озарение. А были песни, которые он исполнял 7-10 лет, и первое исполнение от последнего отличается. Самый известный пример - "Я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа". Это окончательный вариант. А первый был такой: "Я не люблю насилья и бессилья, и мне не жаль распятого Христа". То есть человек изменился мировоззренчески. Он умел работать с текстом, понимал ответственность за каждое свое слово.
Андрей, Днепропетровск: Вам не стыдно за фильм, в котором великий поэт и актер изображен безвольным манекеном? Да будь он и в жизни таким, то не стал бы кумиром целого поколения.
Никита Высоцкий: Сейчас я могу начать объяснять, что перед нами герой фильма, который умирает и не знает, что к нему едет и доедет Татьяна. Он ее не ждет, он понимает, что умирает, и выходит на сцену 5 раз подряд. Назвать этого человека безвольным манекеном - неправильно. Посмотрите, чем фильм заканчивается. Увидьте, волевой ли человек ведет последний разговор с полковником КГБ Бехтеевым?! А после всего, что с ним происходит, он берет карандаш из больничных трубочек и пишет стихи, прекрасные стихи. И тогда может быть, если вы на это обратите внимание, ваше мнение изменится.
Полностью текст беседы читайте в ближайших номерах "РГ"