27.01.2012 00:30
В мире

Владимир Снегирев: Каждый противник Асада преследует собственные цели

Пытаясь добить сирийского президента Башара Асада, каждый его противник преследует собственные цели
Текст:  Владимир Снегирев
Российская газета - Федеральный выпуск: №17 (5690)
Читать на сайте RG.RU

Все, что происходит сейчас в Сирии и вокруг нее, очень напоминает весну 1999 года, когда ведомые Соединенными Штатами страны НАТО под надуманными предлогами пошли войной на Югославию.

И цинично разбомбили эту страну, которая никому не угрожала, не прятала террористов, не вынашивала планы по созданию оружия массового поражения, а вся ее "вина" заключалась в том, что Белград, возможно, не совсем корректно отстаивал права своих граждан на своей территории в Косово.

Неважно! Из Вашингтона была дана команда "ату!" после чего уже ничто не могло спасти режим Милошевича от разгрома, а сербов - от чудовищного унижения.

Так и с Дамаском. Башар Асад должен уйти, потому что он якобы жестоко подавляет выступления своей оппозиции. А не уйдет, тогда мы ему покажем кузькину мать.

Заметьте, когда в Египте полиция стреляла в демонстрантов на площади Тахрир, международную общественность это не сильно волновало. И когда йеменский президент пускал танки против митингующих, это как-то проходило задним планом. Отчего же так много защитников появилось у сирийских оппозиционеров?

Если отбросить всякие конспирологические версии, до коих так охочи некоторые политики, а вслед за ними - и обыватели, то причины недовольства в этой стране были примерно такими же, что и в других. Практика управления государством вошла в явный дисбаланс с современными реалиями, провозглашенные экономические реформы проводились медленно, принципы демократии попирались. Династический режим Асадов (более 40 лет у власти!) и не заметил, как выросло поколение людей, которых уже абсолютно не удовлетворяли прежние правила, в частности, существование в условиях режима чрезвычайного положения и сопутствующего диктата спецслужб.

При этом, как и во всех остальных странах "арабской весны", протестными волнениями немедленно воспользовались - каждая в своих целях - другие противники режима, например, исламские радикалы.

Но дальше стали происходить вещи труднообъяснимые. Очень скоро осознав, что прежними силовыми методами проблему не решить, Башар Асад пошел на крупные уступки и уже к апрелю удовлетворил практически все основные требования демонстрантов. Отменили режим чрезвычайного положения. Всем поголовно гражданам на четверть увеличили зарплаты, пенсии и параллельно уменьшили цены на основные продукты питания. Было сформировано новое правительство, ликвидирован Верховный суд госбезопасности, издан указ, дающий право гражданам на проведение мирных демонстраций. Асад согласился пустить в свои города наблюдателей от Лиги арабских государств, объявил всеобщую амнистию для участников антиправительственных выступлений и готов к другим серьезным компромиссам. Казалось бы, все, пар выпущен, финита ля комедия. Но не тут-то было.

Чем значительнее были уступки, тем больше накалялась обстановка в стране. И вовсе не потому, что росли ряды внутренних противников режима. А потому, что почти с самого начала в дело вмешались внешние силы. На беду слишком много оказалось разных стран, заинтересованных - нет, не в защите гражданских прав, - а в том, чтобы, воспользовавшись случаем, ослабить Сирию, а еще лучше - расколоть ее.

Страны-союзники по блоку НАТО, а также Саудовская Аравия, Катар, Израиль, убрав со сцены Сирию, сразу существенно ослабляют позиции Ирана, а Иран креативными стараниями западной пропаганды стал главным пугалом и, похоже, следующей мишенью в крупном вооруженном конфликте. Вот почему саудиты и катарцы так щедро финансируют противников Асада, а Запад так активно лоббирует введение все новых санкций, призванных задушить режим.

Турция, окончательно расставшись с мечтой стать членом ЕС, теперь все внимание сосредоточила на том, чтобы занять лидирующую роль в исламском мире, создать что-то наподобие Османской империи. Ослабив благополучного соседа, Анкаре гораздо легче будет претворять в жизнь свои амбициозные планы. Вот почему турки почти в открытую вооружают сирийских боевиков и устраивают провокации на границе. Американцев Асад давно раздражал своей независимой политикой, поддержкой палестинских движений, дружбой с Тегераном. Вот почему, как и в случае с непокорным Милошевичем (а также с С. Хусейном и М. Каддафи), они вполне могут снова встать во главе очередного крестового похода "за торжество демократии".

Если все будет продолжаться в том же духе, то рано или поздно Башар Асад выбросит белый флаг. Но вот вопрос: станет ли окружающий мир от этого лучше? Ясно, что, как и в других арабских странах, власть в Сирии немедленно перейдет к наиболее радикальным исламским силам. Это они, что ли, станут гарантами демократических свобод, друзьями евреев и союзниками западных стран?

Кстати

Тринадцать лет назад, благодаря вмешательству НАТО, мифический геноцид косовских албанцев превратился во вполне реальный геноцид сербов, которых теперь не осталось в Приштине. А Косово стало территорией, где процветает нелегальная торговля оружием, наркотиками и человеческими органами. Так и с Сирией: хеппи-энда не будет.

Сирия