В минувшем году объемы бюджетных инвестиций в строительство дорог существенно выросли. Так, только на строительство и реконструкцию федеральных дорог потрачено почти 208 млрд рублей - на 27 процентов больше, чем в 2010. Расходы на капитальный ремонт и содержание федеральной сети увеличились в 1,4 раза. Дорог отремонтировано на 35 процентов больше - около 5,6 тыс. км. Катализаторами роста дорожной отрасли являются инфраструктурные мега-проекты в Сочи и на Дальнем Востоке. Однако в ближайшие годы инвестиционная активность распространится и на другие крупные региональные центры, а также участки международных и межрегиональных транспортных коридоров.
Олимпийское притяжение
Сегодня основные события разворачиваются в Сочи и на Дальнем Востоке. Здесь ведется строительство инфраструктурных объектов в рамках подготовки к Зимним олимпийским играм, саммиту АТЭС.
Одна из крупнейших сочинских строек - возведение дублера Курортного проспекта - центральной автомагистрали курорта. Кроме того, в городе реконструируются участки автодорог, строятся транспортные развязки, эстакады, мосты. Объем федеральных инвестиций в обновление дорожной инфраструктуры Сочи превышает 120 млрд рублей. Из них только на строительство второй и третьей очереди дублера Курортного проспекта выделено 59,3 млрд рублей. Столь масштабные инвестиции объясняются тем, что 15 из 17 километров дублера Курортного проспекта - тоннели, эстакады, транспортные развязки. К тому же, строительство ведется в сложных природно-климатических условиях.
Не менее масштабные и знаковые проекты осуществляются во Владивостоке. Строится автодорожная инфраструктура, в том числе уникальный вантовый мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Смонтировано более половины рекордного 1104-метрового руслового пролета, который соединит между собой берега пролива.
Сочинские и дальневосточные инфраструктурные проекты позволили крупным инфраструктурным компаниям расправить крылья и туго набить портфели заказами. Показателен, в этом смысле, пример крупнейшей и первой публичной компании инфраструктурного сектора - "Мостотреста". Этот многопрофильный холдинг ежегодно демонстрирует внушительную прибыль, выплачивает дивиденды, стремительными темпами наращивает обороты и производственные активы.
Вложения в строительство автодорожной инфраструктуры в Сочи и Владивостоке возросли с 2009 года по 2011 год с 10 до 14,5% общего объема финансирования автомобильных дорог из федерального бюджета. Не будет преувеличением сказать, что мега-проекты в Сочи и Владивостоке внесли некоторый диссонанс в структуру федерального финансирования, который выразился в снижении темпа роста средств, выделенных на развитие (строительство и реконструкцию) сети федеральных дорог в регионах.
Комплексная реконструкция
Едва ли не единственным сегментом дорожно-строительных работ, который не затронули центробежные процессы, оказался госзаказ на ремонт и содержание федеральных дорог. Доля затрат на эти цели за тот же период, наоборот, возросли на 6% в совокупном дорожном бюджете.
Что же касается нового строительства и реконструкции, то продолжились работы на участках автодорог М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-29 "Кавказ", "Байкал", М-60 "Уссури". Несколько протяженных отрезков автодороги М-4 "Дон" в Московской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областях, в Краснодарском крае в сжатые сроки реконструировала госкомпания "Автодор": созданы четырехполосные дороги с расчетной скоростью движения 120 км в час.
Сданы обходы Новосибирска (первый этап, включающий 10 транспортных развязок, 14 путепроводов, 11 мостов), Уссурийска. Теперь вместо 1,5 часовой езды по Уссурийску путь по объездной дороге занимает около 30 минут.
Ведется активное строительство искусственных сооружений, мостов. В 2011 году построен новый мостовой переход в Туве, реконструированы 16 мостовых переходов и путепроводов в Нижегородской, Тюменской, Курской, Новосибирской, Московской областях, в республике Татарстан, Приморском крае. В Татарстане открыт мост через Вятку и участок федеральной дороги "Йошкар-Ола-Зеленодольск", которая связывает западные районы страны с Удмуртией, Башкирией, Уралом, Сибирью, Казахстаном.
В Астрахани построен участок новой транзитной автомагистрали, включая два моста через рукава Волги, путепроводы и трассу. Новые объекты облегчат проезд большегрузного автотранспорта между федеральными трассами, расположенными на разных берегах. Участок войдет в состав нового транспортного маршрута, соединяющего трассы международного значения.
Что после Сочи
Перспективы дорожно-строительной отрасли после завершения сочинских и дальневосточных проектов - в расширении реконструкции федеральной и региональной сети. Речь идет как о строительстве участков транспортных коридоров, объединяющих трассы международного значения, так и о создании обходов крупных городов, которые позволят улучшить транспортную ситуацию и экологию, избавят населенные пункты от транзитного трафика. Сейчас по территории страны проходят 23 европейских автодорожных маршрута, 11 маршрутов сети азиатских дорог. Общая протяженность российских автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, составляет 32 тыс. км. Однако пока они проигрывают конкуренцию альтернативным трассам, которые проходят по территории соседних государств. Свыше 25% дорог загружены сверх нормативов и нуждаются в реконструкции. Несколько полос движения имеется лишь на 2,9 тыс. км дорог.
Одна из проблем, отпугивающих грузоперевозчиков, нехватка обходов крупных городов и мостовых переходов через большие реки, что приводит к значительным перепробегам и росту издержек. Скорее всего, в обозримом будущем количество проектов, призванных расшить это узкое место дорожной сети, будет возрастать. В частности, запланировано строительство восточного обхода Новосибирска, который позволит вывести транспортные потоки с одной из центральных городских улиц. Проектно-сметная документация на первый участок готова, торги могут быть объявлены в следующем году. Проектируются обходы городов Беслана, Гудермеса, Ставрополя на федеральной дороге "Кавказ".
В ближайшее время ежегодно на строительство дорог на Дальнем Востоке планируется выделять более 15 млрд рублей из федерального бюджета. Один из ключевых объектов на Дальнем Востоке - дорога М-60 Уссури между Владивостоком и Хабаровском, на которой интенсивное движение, мощные грузопотоки. Трасса нуждается в комплексной реконструкции (сейчас разрабатывается проектно-сметная документация).
Большая часть международных автомобильных коридоров проходит через перегруженный Московский транспортный узел. В этой связи игроки строительного рынка ожидают расширения дорожного строительства в Москве и Подмосковье. Так, инвестиционный потенциал транспортной программы Московского региона, рассчитанной до 2020 года, составляет 7,1 трлн рублей (из которых около 1,9 трлн рублей могут составить вложения из федерального бюджета). Запланирована серия концессионных проектов, два из которых уже реализуются. Строится новый вход в Москву с автодороги М-1 Москва-Минск, а также участок скоростной автомагистрали "Москва-Санкт-Петербург". Еще одним крупным и многообещающим инфраструктурным проектом может стать комплексная реконструкция Калужского шоссе на присоединяемой к Москве территории.
Увеличение объемов дорожного строительства ожидается в региональных центрах, которые будут принимать Чемпионат мира по футболу в 2018 году. В частности, масштабная программа реконструкции и ремонта дорожной сети запланирована в Самаре: здесь будет увеличена пропускная способность дорог, обеспечена доступность спортсооружений. По предварительным оценкам, общий объем затрат на развитие транспортной инфраструктуры только в этом городе может превысить 51 млрд рублей.
Инфографика: Структура расходов на строительство объектов дорожной инфраструктуры в Сочи
Инфографика: Средняя стоимость строительства сопоставимых дорог в России и за рубежом