Виктор Ерофеев, писатель
Публикация, в которой мы рассказываем о случаях угона машин "скорой помощи" затрагивает проблему, имеющую глубокий ментальный подтекст.
- Это можно сравнить с пусканием лазерного луча, который ослепляет летчиков, и с другими подобными забавами. В нашей ментальности есть какое-то странное озорство. Склонность к бесшабашности и безответственности, моральной и материальной сидит в нашей русской душе, и только успехи цивилизации могут каким-то образом смягчить этот странный порыв быть непохожим на всех. Однако это не умаляет ответственности этих людей за угон, тем более "скорой помощи". Живи с миром и русской душой, но уважай законы и окружающих. То, что мы каждый раз, словно впервые задаем вопрос о том, почему же русским свойственна такая бесшабашность, говорит о нашей главной слабости - самих себя мы знаем очень плохо. Мы обладаем воображением, но у нас проблемы с анализом и самоанализом. Мне кажется, что в нашей культуре исторически существуют два противоречивых кодекса чести и морали. С одной стороны - мораль строгая, связанная с православием, а с другой - некая "мораль" бесшабашности, связанная с языческими корнями. Мы суеверны, живем порой по языческим календарям. Это отражается во всем. В пищевом коде, в наших праздниках и многом другом. Что такое языческая мораль? Это противопоставление некоего героя, мужчины обществу, чтобы это общество ему удивилось и признало его если не лидером, то, по крайней мере, человеком удивительных качеств. Религиозное самоограничение, которое веками присутствует у нас в стране, хоть и играет свою роль, но не смогло победить окончательно. Молодецкая удаль, славянское язычество, в нас, безусловно, присутствует. Думаю, успехи цивилизации говорят о том, что эта бесшабашность изживается. Хотя такие проявления личности в чем-то и интересны, главное, чтобы они не несли ущерб обществу. Поэтому работать нам надо в двух направлениях. Первое - это находить возможности подавления агрессии, второе - это сохранять нашу собственную самобытность, но до тех пор, пока она нам не угрожает. Если мы будем бороться только с угонами, то у нас появятся еще какие-нибудь экстравагантные преступления. Поэтому необходимо повышать качество нашего образования и просвещения. Ни крутыми мерами, ни жесткими наказаниями этот вопрос решить нельзя. Так его можно лишь загнать внутрь, но спасения мы там, внутри, не найдем. Если всех посажать по тюрьмам, то у нас будет хорошая школа тюремной морали, отчего обществу будет еще хуже.