Олег Белозеров, заместитель министра транспорта Российской Федерации
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
В 2011 году принят ряд важных решений, предопределяющих дальнейшую динамику развития всей дорожной отрасли. Без преувеличения знаковое событие - воссоздание федерального и региональных дорожных фондов, в результате чего вырастет финансирование строительства, реконструкции и ремонта дорог.
Ежегодно фиксированная часть федерального дорожного фонда будет индексироваться в соответствии с инфляцией, а неиспользованные средства переноситься на следующие периоды. Такой алгоритм функционирования дорожных фондов позволит не просто увеличить объемы бюджетных инвестиций, но и обеспечит их ритмичное поступление.
Уверен, что стабильное и прогнозируемое финансирование позволит отрасли выйти на траекторию устойчивого роста, ускорит процесс ее технологического обновления.
Исполнители государственных контрактов смогут направлять больше средств на закупку современной техники, инвестировать в новые технологии. Это крайне важно с точки зрения сроков и качества выполнения дорожно-строительных работ. Резкое увеличение бюджетных инвестиций само по себе, без внедрения инноваций и перехода на новый технологический уровень развития, не даст ожидаемого эффекта. Сегодня ведущие дорожно-строительные компании уже оснащены современной техникой, на предприятиях трудятся специалисты высочайшей квалификации.
Со своей стороны Минтранс РФ будет всячески поддерживать процессы модернизации. Ускоренными темпами обновляется нормативно-техническая база, гармонизируются российские и зарубежные строительные нормы, устраняются административные барьеры для инноваций в отрасли.
При этом мы стремимся выстроить взаимоотношения с бизнесом таким образом, чтобы понять структуру инновационного спроса, востребованность тех или иных технологий.
Одним из новых механизмов повышения эффективности отрасли уже в 2012 году могут стать контракты жизненного цикла: законодательная база для применения этой концессионной модели уже разработана.
В ближайшие годы принципы организации работы заказчиков с подрядными организациями изменятся кардинально. Сроки договоров на строительство, ремонт и эксплуатацию увеличатся до 20-30 лет. В рамках контрактов жизненного цикла государство будет закупать комплексную услугу по обеспечению бесперебойного движения по трассе и поддержанию дороги в нормативном техническом состоянии. Кроме того, продолжится развитие проектов строительства автодорог на основе классических концессионных соглашений.
Новые форматы финансирования, эксплуатации и строительства дорог помогут решить стратегические отраслевые задачи, привлечь частный капитал, повысить качество дорожной инфраструктуры и ее безопасность. У исполнителей контрактов жизненного цикла и концессионных соглашений возникнут реальные экономические стимулы к ответственному и качественному выполнению работ.
Эффективность транспортной инфраструктуры и перспективы ее развития зависят от множества факторов. Практический опыт свидетельствует о том, что невозможно добиться значимых, долгосрочных успехов, концентрируясь только на одном участке.
В этом смысле крайне важно сбалансированное развитие всего транспортного комплекса страны с объединением в единую комфортную и безопасную сеть элементов автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, авиасообщения. Не случайно государственная программа развития транспортной системы России охватывает все виды транспорта. В числе приоритетных направлений развития - интеграция в мировой рынок транспортных услуг и развитие транзитного потенциала международных транспортных коридоров.
Особое внимание отводится развитию и внедрению современных технологий взаимодействия различных видов транспорта и формированию оптимальных логистических маршрутов. Запланирована и ведется масштабная реконструкция федеральных автодорог. Разрабатываются проекты развития Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов, вокруг которых сконцентрированы мощные транспортные потоки.
Такой подход позволит не только преодолеть территориальную разобщенность и выстроить эффективные логистические маршруты, но и создаст предпосылки для возникновения новых точек экономического роста на карте страны.
Всем пользователям автомобильных дорог желаю успешного пути, а российским дорожникам - новых трудовых свершений!
Владимир Путин, Председатель Правительства РФ:
- В современном мире стабильность - это достояние, которое можно только заслужить, заработать упорным трудом, проявляя открытость к переменам и готовность к назревшим, продуманным и просчитанным реформам.
Крупнейшие объекты строительства и реконструкции сети федеральных автодорог в 2012 году
Участок федеральной дороги М-27 Джубга - Сочи
Транспортная развязка "Адлерское кольцо" (Сочи)
Участок дублера Курортного проспекта (Сочи)
Транспортная развязка "Аэропорт" (Сочи)
Строительство и реконструкция участков автодороги М-29 "Кавказ"
Строительство участка автодороги М-53 "Байкал" (Иркутская область)
Реконструкция автодороги "Колыма" (Якутия)
Строительство участка автодороги М-54 "Енисей" (Тыва)
Мостовой переход на остров Русский через пролив Босфор (Владивосток)
Реконструкция автодороги аэропорт Кневичи - ст. Санаторная на участках автодороги "Уссури" (Владивосток)
Строительство и реконструкция автодороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска
Реконструкция участка автодороги М-18 "Кола"
Строительство и реконструкция участка автодороги М-7 "Волга"
Источник: Росавтодор
Справка
До 2020 года в федеральном и региональных дорожных фондах будет аккумулировано более 8 трлн рублей. Федеральный дорожный фонд составит примерно 4,5 трлн рублей, из них 2,7 трлн - на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 трлн рублей - на ремонт и содержание дорог. Объем средств региональных дорожных фондов оценивается приблизительно в 3,9 трлн рублей.