Об улучшении качества жизни маломобильных граждан сегодня говорят власти практически всех российских городов. Не стал исключением и Ульяновск, где приняли муниципальную программу "Доступная среда", цель которой - облегчить жизнь инвалидам. На бумаге все гладко: из бюджета выделяются миллионы, организуется служба "социального такси", закупается специализированный транспорт. А вот как реально обстоят дела?
Для галочки
От упоминания имени Егора Озерцова многие ульяновские чиновники вздрагивают. Молодой человек, инвалид первой группы, колясочник, уже несколько лет пытается отстоять свои права на нормальную жизнь. В своих многочисленных обращениях в самые разные инстанции Егор хочет выяснить простую, на первый взгляд, вещь: почему бюджетные деньги тратятся на пандусы, которые не соответствуют принятым нормам, а для службы "социального такси" приобретают микроавтобусы, неудобные для инвалидов.
- "Социальное такси" в Ульяновске появилось в 2009 году, когда общественная организация инвалидов, которую возглавляет Елена Латипова, получила грант от администрации президента РФ. Позже по непонятной причине мэр города эту службу ликвидировал. Я неоднократно обращался к главному федеральному инспектору Ульяновской области и полпреду в ПФО с просьбой оказать содействие в восстановлении "социального такси". В 2010 году этот вопрос наконец-то решился положительно, - рассказывает Егор.
Мэрия Ульяновска объявила аукцион на поставку спецавтомобилей, которые должны были перевозить инвалидов. В конкурсной документации значился микроавтобус "ГАЗ 322132" или его эквивалент.
- Прежде я ездил на автомобиле Fiat Ducato, который принадлежит ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области". Автомобиль мне понравился. А потому узнав, что в конкурсной документации указаны "ГАЗели", я позвонил в комитет здравоохранения мэрии и спросил - почему именно такой выбор? Чиновники сослались на то, что техзадание писала Станция скорой медицинской помощи. На станции, куда я тоже позвонил, заявили, что они указали в технических характеристиках то, что им прислал комитет здравоохранения мэрии. Круг замкнулся, - продолжает молодой человек.
"Социальное такси" торжественно презентовали в Ульяновске 12 июня 2011 года - в День города. Испытать на себе качество перевозки в специализированной "ГАЗели" Егор смог уже в скором времени - его пригласили поучаствовать в "круглом столе". К сожалению, его ожидания оправдались.
- Кроме того что в микроавтобусе есть подъемник для поднятия инвалидов, сидящих в коляске, других хороших приспособлений я не заметил, - говорит Озерцов. - А вот недостатков, увы, неприлично много. Вот только основные, которые я "прочувствовал": сиденья в салоне расположены неправильно, что затрудняет заезд на инвалидной коляске. Очень жесткая подвеска! Каждая кочка отдается ощутимым ударом, что для меня, человека со сломанным позвоночником, очень болезненно. Очень жесткие колеса. Я рассказал об этом заммэра по социальным вопросам Олегу Мидленко, который пообещал разобраться. Через некоторое время он ответил, что проверка документации по закупке "ГАЗелей" для службы "Социальное такси" никаких нарушений не обнаружила - что заказали, то и купили. И в дальнейшем мэрия намерена приобрести не приспособленные, комфортные и безопасные Fiat Ducato или Ford Transit, а, опять же, "ГАЗели". Другие авто не рассматриваются из-за недостаточного финансирования.
Нехватка денег - аргумент вроде бы серьезный. Но он сходит на нет, когда узнаешь, что в том же 2011 году ульяновская мэрия закупила для своих нужд 12 автомобилей Ford Mondeo.
- Получается, что для себя чиновники приобретают комфортные и безопасные автомобили, а для инвалидов-колясочников - исключительно "для галочки", - резюмирует Егор.
Без частников
Как бы то ни было, "социальное такси" - услуга, без сомнения, нужная и востребованная. Оно пользуется в Ульяновске большим спросом, ведь для многих маломобильных граждан это единственная возможность бесплатно добраться до больницы, социального учреждения, выехать на какое-то мероприятие. Однако в работе такси есть важный нюанс: специализированные "ГАЗели" курсируют только в черте города.
- В федеральном законе о социальной защите инвалидов есть пункт, по которому их должны обеспечивать автотранспортом, в том числе и для доставки к месту отдыха, - рассказывает жительница Ульяновска Надежда Ивановна. - Я - человек, у которого много хронических болезней и ослабленный иммунитет, в моей индивидуальной программе реабилитации указано, что я должна избегать мест массового скопления людей. Рекомендовано выезжать за город. Но на "социальном такси" я не могу выехать ни в парк, ни тем более на дачу (она расположена в нескольких километрах от города). Так что летом приходится брать обычное такси и платить самой.
Для Надежды Ивановны, уже несколько лет прикованной к коляске, дача - настоящее спасение. Свежий воздух, зелень. И главное - возможность самой поработать на земле. В буквальном смысле - сидя на грядках. Такая трудотерапия бесценна: по словам Надежды Ивановны, осознание того, что ты еще можешь что-то создать, доставляет радость. Но для того чтобы ее почувствовать, приходится платить из своего кармана - 300 рублей за такси в одну сторону, 300 - в другую.
Выход, по мнению женщины, есть - создать в городе частное социальное такси. Такой опыт уже есть, например, в Санкт-Петербурге. Услуги частников инвалиды оплачивают частично - оставшуюся сумму компенсирует бюджет.
- Жить стало бы проще, - считает Надежда Ивановна. - В пятницу машина отвозит двоих-троих колясочников на дачи, а в воскресенье забирает. Или, положим, нужно инвалиду из райцентра добраться до областной больницы - на частнике выйдет менее накладно. Они поворотливее, чем государство. Если их поддержать в развитии этого вида бизнеса, польза была бы всем.
Но о том чтобы ввести частное "социальное такси", ульяновские власти, судя по всему, пока серьезно не думают. По словам замначальника управления по реализации социально значимых программ и проектов администрации Ульяновска Людмилы Бабуновой, опыт работы с частниками уже есть. Но не лучший. Как правило, перевезти куда-то инвалидов, ветеранов, частные компании предлагали в качестве своеобразного пиара. Но не выполняли свои договоренности: люди, звонившие им с просьбой прислать транспорт, зачастую оставались ни с чем.
В ноябре прошлого года Егор Озерцов обращался в областной департамент транспорта с вопросом: что власти собираются предпринять для того, чтобы в фирмах, получивших разрешение на оказание услуг такси, были автомобили, но ответа до сих пор так и не получил. Сами же водители, которые, может быть, и хотели бы серьезно попробовать себя в этом бизнесе, попросту боятся начинать. Не понятно, на каких условиях с ними будут работать власти, боятся, что компенсации из бюджета будут идти с многомесячными задержками…
Решение вопроса с частным "социальным такси" могло бы снять многие наболевшие вопросы. Большинство ульяновских инвалидов зимой даже не пытаются выйти на улицу - знают, что добраться даже до соседнего дома по скользким или неочищенным тротуарам - все равно что попытаться долететь до Луны.
"Низкопольная" потребность
Еще один пункт в организации "доступной среды" для инвалидов - низкопольный транспорт. Во многих, более "богатых" городах, давно курсируют специализированные автобусы, троллейбусы и трамваи, в которые беспрепятственно могут попасть как колясочники, так и мамы с колясками (их в этом случае тоже можно признать "маломобильными"). В Ульяновске таких автобусов два. Курсируют они только по одному (правда, достаточно протяженному) маршруту, по определенному расписанию. Но этого, разумеется, мало, если учесть, что, по словам самих горожан, одна машина частенько ломается и не выходит в рейс.
Пополнять парк специализированных автобусов местные власти пока не собираются. Однако в то же время для МУП "Ульяновскэлектротранс" планируют закупить морально устаревшие, высокопольные модели трамваев и троллейбусов.
- Приобретая их, мы ограничиваем в свободе передвижения маломобильных граждан. И это происходит в то время, когда на федеральном уровне действует программа по замене устаревшего подвижного состава общественного транспорта на низкопольные и высокоэкономичные модели, - говорит руководитель городской общественной организации "Ульяновцы за трамвай" Андрей Елисеев. - Когда чиновники говорят о неподготовленности инфраструктуры к работе низкопольного общественного транспорта, они лукавят. Зачастую нужно просто соблюдать правила дорожного движения, а при организации остановочных площадок - положения СНиПов и ГОСТов.
Увы, сами инвалиды признают, что для властей они, как правило, остаются "невидимками". О них вспоминают только во время очередных праздников. Колясочник в автобусе - явление сегодня редчайшее. А все потому, что вместе с закупкой специализированного транспорта нужно еще и нормально чистить тротуары, делать пандусы, соответствующие ГОСТам. Только тогда город станет по-настоящему доступным.
А то бывает и так, что "социальная" ГАЗель просто не может подъехать к подъезду, чтобы забрать пассажира.
Нужны ли легковушки?
Как уточнила Людмила Бабунова, к курсирующим сегодня по Ульяновску в качестве такси "ГАЗелям" (двум специализированным и одной обычной) в нынешнем году должны прибавиться еще два автомобиля.
- Скорее всего, это будут "Renault Logan", - отметила Бабунова. - На последнем заседании в гордуме озвучили, что на эти цели из бюджет дополнительно выделят один миллион рублей. В этих автомобилях будут перевозить детей-инвалидов, а также тех, кто пользуется, например, костылями.
- На мой взгляд, покупка "Renault Logan" - это нецелевое использование бюджетных средств. Почему бы не доплатить чуть больше и не приобрести вместо легковушек, к примеру, более подходящие и комфортные Renault Kangoo Passenger? - комментирует Егор Озерцов. - Разница в цене не так и велика, менее 200 тысяч рублей, но возможностей у последней модели намного больше. Она способна перевозить и колясочников. В этом случае бюджетные деньги, на мой взгляд, были бы потрачены с большей пользой. Насколько я знаю, ульяновский губернатор Сергей Морозов поддерживает городские власти в вопросах повышения уровня жизни, но выступает за то, чтобы люди получали именно то, что просят, чтобы вопросы не решались формально.
Справка "РГ"
В Ульяновске проживает около 68 тысяч инвалидов. Из них около 2500 - дети. 70 процентов от общего количества составляют люди, имеющие вторую и третью группы инвалидности. С июля до конца декабря 2011 года услугами "социального такси" в Ульяновске воспользовались 1 323 человека.
Воспользоваться услугами "социального такси" бесплатно могут инвалиды I группы, II группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Услуга для одного человека предоставляется не чаще трех раз в месяц.
"Социальное такси" может доставить до государственных органов и органов местного самоуправления, к государственным и муниципальным учреждениям, протезно-ортопедическим предприятиям и центрам, нотариальным конторам, аэропортам, железнодорожным вокзалам, автовокзалам, пунктам проката индивидуальных средств реабилитации, реабилитационным центрам для инвалидов, спортивным сооружениям и культурным учреждениям.
Оформить заявку на транспорт можно с 8.00 до 17.00 по телефону: (8422) 32-44-32.
Расписание движение низкопольных автобусов (маршрут №20):
Микрорайон "Свияга": 5:50, 6:05, 7:06, 7:15, 14:27, 15:20, 15:55, 16:51.
Центробанк: 6:23, 6:34, 15:10, 16:10, 16:45, 17:42.
Круглосуточная справочная: (8422) 40-84-13.