Мосфильм. Здесь нет красной дорожки, здесь длинные производственные коридоры, металлические двери с номерами павильонов, костюмерных, монтажных.
"Золотой Орел" - единственная кинематографическая национальная премия, которая проходит не в кинотеатре, не в клубе, а в главном павильоне отечественного кинопроизводства, где снимали Бондарчук, Шукшин, Наумов, Тарковский, Кончаловский, где создавались отечественные шедевры, которые оценили и Канн, и Голливуд... На эту сцену поднимались Роман Полански, Коппола, Дзеффирелли, Милош Форман... Среди учредителей премии "Золотой Орел" - "Российская газета".
- Нет лучшего места для вручения премии, как Первый павильон "Мосфильма", - признался гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров. - Здесь снимались лучшие отечественные фильмы.
Юбилейная, десятая церемония прошла в стильном, присущем только "Орлу" формате, о чем напомнили на огромном экране кадры прошлых церемоний, ставшие летописью.
|
Видео: Виктор Васенин |
Из 30 фильмов, выдвинутых на премию, победителем стала картина Андрея Звягинцева "Елена", названная лучшей в четырех главных номинациях.
Лучшими актерами признан комедийный дуэт Ксении Раппопорт и Федора Бондарчука в фильме Авдотьи Смирновой "Два дня".
Из рук первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова получил приз за вклад в киноискусство Валентин Гафт, сыгравший 112 ролей в кино.
Меньше всего собрал статуэток фильм "Шапито-шоу", хотя и стал некоронованным фаворитом вечера. Расстроенный режиссер Сергей Лобан за кулисами в присутствии Никиты Михалкова назвал день раздачи статуэток "черной пятницей отечественного кинематографа".
На что Никита Михалков сказал следующее:
- Премия Национальной академии кинематографических наук и искусств России "Золотой Орел" по качеству производства сегодня самая красивая премия нашего кинематографа. Кто-то скажет, что она пафосная. Но премия академии и должна быть пафосной. Поначалу во время подготовки я здесь дневал и ночевал, а сейчас нет. Работает профессиональный механизм. За десять лет премия выросла в очень серьезное профессиональное действо. То, что это самая престижная кинопремия в нашей стране, не вызывает сомнения.
- У вас были фавориты?
- "Шапито-шоу" во всех смыслах. У фильма новый раскрепощенный язык, и поэтому мне эта картина нравится. Это - молодой мир. Я плыву в нем, лечу. Сергей Лобан - грядущее нашего кино. Но и мастерство Андрея Звягинцева очевидно. Конечно, академики проголосовали за мастерство. Сила и смысл этой премии в ее честности.
Затем корреспондент "Российской газеты" расспросил Андрея Звягинцева о том, что он испытал, получив "Орла".
Андрей Звягинцев: Это мой второй "Орел". Первого я получил за "Возвращение". Когда мои коллеги большинством голосов решают, что этот фильм "лучший", то это большая радость. Преодолена очередная планка, и надо идти дальше, не обмануть ожидания, потому что это аванс.
РГ: Как бы вы оценили церемонию?
Звягинцев: Церемония всегда хороша, когда она не перегружена. Но когда много номинаций - это неизбежно. Я видел церемонии и подлиннее.
РГ: Какое место занимает "Орел" среди полученных вами наград?
Звягинцев: На полке? Или в иерархии?
РГ: И там, и там.
Звягинцев: Об иерархии говорить неуместно, когда тебя отмечает большое число профессионалов.
РГ: Какой "Орел" самый ценный: за режиссуру, лучший фильм, операторскую работу?
Звягинцев: За режиссуру. Это мой второй режиссерский приз за "Елену" в России после приза кинокритиков.
РГ: Судьба картины в прокате порадовала?
Звягинцев: Конечно. Это фильм некоммерческий. Авторский. Он делался не ради денег, но продюсер доволен. Прокат фильма начинается в марте во Франции. Французы делают 60 копий. Это очень много. В Америке - в мае. Американцы предложили сделать ретроспективу моих фильмов, а я еще считаюсь молодым. Это победа!
РГ: За кого болели в ходе церемонии?
Звягинцев: За художника-постановщика Андрея Понкратова. Он давно заслужил свою награду.
РГ: Как Вы оцениваете уровень сегодняшнего ТВ?
Звягинцев: Я все сказал в "Елене" - моя оценка ТВ там.
РГ: Когда приступаете к работе над новым фильмом?
Звягинцев: В феврале.
Лауреаты "Золотого Орла" за 2011 год
"Лучший игровой фильм" - "Елена"
"Лучшая режиссерская работа" - Андрей Звягинцев ("Елена")
"Лучший сценарий" - Александр Миндадзе ("В субботу")
"Лучшая женская роль в кино" - Ксения Раппопорт("Два дня")
"Лучшая женская роль на ТВ" - Валентина Талызина ("Достоевский")
"Лучшая мужская роль в кино" - Федор Бондарчук ("Два дня")
"Лучшая мужская роль на телевидении" - Евгений Миронов ("Достоевский")
"Лучшая женская роль второго плана" - Елена Лядова ("Елена")
"Лучшая мужская роль второго плана" - Богдан Ступка ("Дом")
"Лучшая операторская работа" - Михаил Кричман ("Елена")
"Лучшая работа художника-постановщика" - Борис Кузовкин, Юрий Устинов ("Мастер и Маргарита")
"Лучшая работа художника по костюмам" - Людмила Чекулаева, Нина Коротких, Ольга Полянская, Анна Кузнецова ("Мастер и Маргарита")
"Лучшая музыка к фильму" - Эдуард Артемьев ("Дом")
"Лучший монтаж фильма" - Александр Амиров ("Дом")
"Лучшая работа звукорежиссера" - Анатолий Брандорф ("Шапито-шоу")
"Лучший телефильм" - "Достоевский"
"Лучший телевизионный сериал" - "Побег"
"Лучший неигровой фильм" - "Михаил Ульянов. О времени и о себе"
"Лучший анимационный фильм" - "Три богатыря и Шамаханская царица"
"Лучший зарубежный фильм" - "Король говорит!"
"За выдающийся вклад в кинематограф" - Валентин Гафт