Жанр музыкального кино в нашей стране по традиции более тяготеет к водевилям и кино-версиям мюзиклов. За рубежом документально-концертные фильмы с предприимчиво закрученным сюжетом сняты уже о многих звездах первой величины. Чаще всего везло The Beatles, The Rolling Stones, The Doors, Joy Division, Мадонне, Бобу Дилану и Metallica. Да и режиссеры в этот жанр охотно идут столь же значительные. Мартин Скорсезе и Клинт Иствуд в компании с коллегами выпустили даже семь фильмов о королях блюза Martin Scorsese Presents the Blues: A Musical Journey and much more... Первый в истории российского кинопроката документальный фильм о персоне, построенный на материале концерта, интервью и закулисной съемке вышел в 2008 году. Рената Литвинова сняла "Зеленый театр в Земфире", который после проката отлично продавался и на DVD.
Новая премьера такого же масштаба - "Таймашин. Рождение эпохи" режиссера-постановщика и сценариста Максима Капитановского (его прошлой работой был фильм о Поле Маккартни "73 часа в России) в Доме кино без особой рекламы сразу же собрала полный зал. Наверное, это была самая нетипичная премьера на главной сцене отечественного кинематографа: перед просмотром фильма состоялся рок-фестиваль, где сыграли группы "Алиби", "Второе дыхание" и "Удачное приобретение". А ближе к коде на сцену выбрался с любимой блюзовой гитарой Андрей Макаревич (для каждой стилистики и жанра у него зафрахтована своя предпочитаемая шестиструнка). И сыграл с давним другом Алексеем "Уайтом" Беловым из "Удачного приобретения" блюзовую соло-дуэль на двух гитарах.
В то время, когда остальные участники "Машины времени" объявившей в этом году каникулы (исключение - два заранее анонсированных концерта) даже не появились на премьере (Евгений Маргулис и Андрей Державин, например, отдыхают от московских морозов в Сингапуре), Макаревич отдыхать от рок-музыки и не умеет, и правильно, что не собирается. Воспользовавшись паузой по "основному месту работы, вот так иногда - играет то блюз с Алексом "Уайтом" Беловым, то джаз с трио Евгением Борца.
Фильм "Таймашин. Рождение эпохи" до премьеры никто из "машинистов" не видел, не цензурировал. Впрочем, и возможности такой у музыкантов не было. "Мы монтаж закончили накануне в три часа ночи! Впрочем, так ведь, наверное, говорят абсолютно все великие!" - заявил вышедший на сцену режиссер-постановщик ленты Максим Капитановский. Монтаж и частые перебивки сюжета, оригинальное сочетание документалистики и игровых моментов - наверное, самое интересное, что есть в фильме. Не считая, конечно, звучащей с экрана музыки и диалогов музыкантов. Макаревич, Маргулис и Кутиков - люди ироничные, наблюдательные, и самобытно, порой жестко мыслящие - в том числе и в отношении друг друга. Режиссер-постановщик не стал лишать этой радости ни самих музыкантов, ни зрителей.
При этом над "Таймашин" в общей сложности пришлось поработать пятнадцати операторам: кому-то у музыкантов дома, другим на концертах - в том числе, в СК "Олимпийский". Андрей Макаревич дождался последнего кадра, а потом ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Андрей Макаревич: Максим Капитановский снимает фильмы о том, что знает. Почему мы не включили в него новые песни? Потому что этот фильм - история. Мне он показался несколько затянутым. Не по хронометражу (около двух часов. - Прим. А. А.), а по ощущениям.
Какая судьба ждет премьеру? Не секрет, что полнометражное документальное кино практически не попадает в прокат.
Андрей Макаревич: В нашем случае можно скорее говорить о телевизионной истории. "Таймашин. Рождение эпохи" вполне можно поделить на две-три части и показать по ТВ. А в прокат фильм пока, вы правы, не выходит.
Сможет ли премьера подтолкнуть "машинистов" к созданию новых песен?
Андрей Макаревич: Нет. Этот год мы отдыхаем друг от друга. Потом соскучимся и тогда решим, что будем делать дальше.