Премьер-министр Владимир Путин продолжает выступать с программными статьями. В понедельник очередная статья вышла в газете "Ведомости". В ней председатель правительства отмечает, что "мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира", и рассуждает о том, какие перемены нужны экономике нашей страны.
В частности, Владимир Путин заявляет, что для России непозволительно "иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния". "Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством".
Для того чтобы этого достичь, премьер предлагает уйти от сырьевой модели экономики и "искать решения, которые позволили бы нам преодолеть складывающуюся одностороннюю технологическую зависимость". Он считает, что для возвращения технологического лидерства нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, ИКТ, нанотехнологии, атомная промышленность и космос. Но на первое место премьер поставил фармацевтику.
- В последнее время звучит много здравых идей и правильных решений, только, к великому сожалению, они не всегда доводятся до конца. В развитии отечественной фармацевтики есть серьезная межведомственная разобщенность: минпромторг отвечает за строительство и технологическое перевооружение отечественных предприятий, а минздравсоцразвития - за регистрацию препаратов, закупки и т.д., но порой они не могут найти общего языка, и это существенно отбрасывает нас назад. Хотелось бы, чтобы проблемы развития отечественной фарминдустрии решались комплексно, взвешенно и совместными усилиями всех заинтересованных ведомств, - комментирует инициативу премьера Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей. - Сегодня межведомственные разногласия ощущают и регионы, особенно те, что решили создавать у себя фармкластеры. Ведь там недостаточно построить новые производства, нужно заранее подумать, кто будет на них работать, что на них будут производить и кто будет эту продукцию закупать.
Большое внимание в своей статье премьер уделил конкуренции, которая лежит в основе современной экономики. "Главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение конкуренции. Только она заставляет частные предприятия искать лучшие технологические решения, обновлять продукцию", - справедливо отмечает премьер. Но главный источник создания новых производств, новых рабочих мест - частные инвестиции, и здесь ситуация далека от радужной. "Мы проигрываем странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России", - говорится в статье. Для решения проблемы капитала Путин предлагает ряд мер. Во-первых, увеличить размер внутреннего рынка. Во-вторых, сделать деловой климат более привлекательным для долгосрочного помещения капиталов.
- Предложения Путина (по увеличению размера внутреннего рынка, улучшению делового климата в стране и т.п.) вполне "реальны" потому, что эта политика, в той или иной мере, проводится уже более 10 лет. Одновременно с сохранением "фасада" свободного рынка проводится усиление государственного регулирования и планирования, - отмечает Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент". - Необходимость в усилении роли государственного планирования и регулирования диктуют сами российские реалии: "климатический налог", низкая плотность населения, сложная обстановка и повышенные риски на геополитической "периферии", традиционные внутренние противоречия многонациональной страны и ряд других, порожденных уже современным развитием экономики РФ факторов.
"Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, - это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого года все необходимые конкретные предложения на этот счет", - предлагает Владимир Путин. Он уверен: депутаты Государственной Думы поддержат такие поправки.
- Показательно, что Путин заговорил о "системной коррупции", где слово "системная" предполагает, что и борьба с коррупцией должна вестись не в режиме разносов и наказания стрелочников, а системно - по всей вертикали сверху донизу, - говорит Михаил Субботин, старший научный сотрудник ИМЭМО, к.э.н. - Премьер совершенно справедливо связал проблемы в экономике с тем, что еще только предстоит "изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России", "демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов" и "исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания". Тем самым признав, что 20 лет все это действует, обеспечивая репрессии в отношении сотен тысяч предпринимателей. При этом такие правовые инструменты, как амнистия, УДО или помилование используются в исключительных случаях, т.е. репрессия, оказывается, есть, а репрессированных (которых нужно срочно выпускать на свободу) как бы и нет: 20 лет предпринимателей судят "по законам советского времени", но так и не проведено ни одной амнистии за преступления в сфере экономики.
В то же время Владимир Путин ратует за изменение всей идеологии государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса - исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.
Рисуя картину эффективной экономики, Владимир Путин представляет себе экономику постоянно обновляющихся технологий, экономику, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест. "При этом значительная часть малого бизнеса 2020 г. - это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги", говорится в статье. По мнению вице-президента "ОПОРЫ России" Владислава Корочкина, это не утопия.
- Такой сценарий развития абсолютно реален. Причем даже без усилий государства в этой области. Это тренд, который подтверждают все мировые экономики. Когда малый бизнес обслуживает крупный (к примеру, производит какие-то комплектующие и пр.). Это задача, которая реальна и решается. Крупный бизнес должен быть только там, где не справляется малый.
Эксперты в своих суждениях о статье премьера не единодушны.
- Сама постановка проблем совершенно нормальная. Практически нет популизма. Делово-уважительный рабочий разговор о задачах в сфере экономики. В статье говорится много правильных вещей, - говорит Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК. - Конечно, нам нужно менять сырьевую модель экономики, решительно улучшать деловой климат, существенно повышать производительность труда и т.д. Статья стратегична - многие поставленные задачи решать придется достаточно долго. Показательно: говоря о некоторых вещах, Путин ставит срок - до 2020 года, а по некоторым направлениям, видимо, понимает, что к этому сроку удастся сделать лишь первые шаги.
- Вопросы, которые поднимаются в статье, и основные ориентиры, которых предлагается придерживаться, действительно верны. Но обо всем этом уже говорится в течение последних 20 лет, а какого-то заметного прогресса в их решении не видно, - комментирует Максим Зайцев, старший аналитик по облигациям ИГ "Норд-Капитал". - Да, средний уровень жизни в стране вырос, но произошло это вследствие того, что цены на нефть за это время выросли в разы. Сырьевая зависимость за это время только усилилась, и какого-то заметного прогресса в промышленном производстве и тем более в инновационных технологиях не наблюдается.
Сергей Габестро, председатель совета директоров Торгового портала Fabrikant.ru, также отмечает, что статья носит описательный, а не программный характер. "В тексте просто перечисляются экономические проблемы, о которых мы давно знаем, - системная коррупция, непривлекательность России для инвестиций и т.д. Я же ожидал увидеть программный документ, конкретный план действий, в котором бы говорилось, какие именно меры для решения экономических проблем будет принимать Владимир Путин, став президентом России. Хотелось бы также знать, каких результатов он планирует достигнуть на посту главы государства и каковы будут критерии оценки его работы", - вопрошает он. Вопрос остается без ответа.