Самая маленькая очередь на жилье, сложившаяся в Москве за последние 30 лет (в ней стоят около 111 тысяч семей), в этом году, скорее всего, пополнится еще 2-3 тысячами семей. Об этом сообщил "РГ" руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев.
Произойдет это за счет постановки на учет жителей территорий, которые, напомню, уже с 1 июля этого года станут полноценными москвичами.
- Сейчас мы оцениваем масштаб проблемы, - рассказал Николай Федосеев. - Дело в том, что у правительства Подмосковья нет точных данных о населении, нуждающемся в улучшении жилищных условий. По закону о муниципалитетах жилищный вопрос - их дело, вот он и спущен на местный уровень. В самих муниципалитетах тоже ясности никакой. Компьютеров в большинстве населенных пунктов нет, нет и электронной очереди. Где-то есть запись в журнале, где-то распоряжение на листке бумаги... А чаще всего объясняют на пальцах: вот у бабы Мани дом разваливается, значит, нуждается в новой квартире...
Специалисты департамента жилищной политики и жилищного фонда с прошлой осени ездят по новым территориям, сканируют имеющиеся документы и пытаются прикинуть самую неотложную потребность в жилье. Более точные данные появятся месяца через два, когда ревизия закончится. Пока же, по прикидкам Федосеева, дополнительно потребуется 2-3 тысячи квартир. Кому же?
- Участникам Великой Отечественной войны и вдовам умерших или погибших фронтовиков, детям-сиротам, по закону имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, - пояснил глава департамента. - К сожалению, квартир для них на этих территориях почти не строилось, большей частью там возводились коммерческие дома на продажу.
Что может сделать столица для новых москвичей? Ведь для того, чтобы начать стройку с нуля, потребуется время? А его-то как раз у ветеранов ВОВ очень мало в запасе. Но у Москвы, оказывается, есть небольшой резерв, который позволит начать решать проблему, не откладывая дела в долгий ящик, как только закончится переходный период. Например, стоят три готовых многоквартирных дома в Подольске, приобретенных столицей для своих очередников. Москвичи туда едут неохотно из своих обжитых районов, а для вчерашних жителей Подмосковья эти квартиры могут оказаться весьма кстати. Есть небольшой запас московских квартир и в городе Чехове.
Кроме того, пояснил Федосеев, в связи с увеличением количества очередников департамент намерен поставить перед правительством Москвы вопрос об увеличении финансирования субсидий из бюджета города. Сейчас город выделяет на эти цели 10,5 миллиарда рублей, что позволяет ежегодно улучшить жилищные условия 2,5 тысячи москвичей. Вариант для многих горожан подходящий: ведь тем, кто простоял в очереди более 10 лет, город дотирует 70 процентов стоимости квартиры по цене 95 тысяч рублей за "квадрат". На эти деньги во многих районах Подмосковья можно купить квартиру, не доплачивая из своего кармана. Поэтому спрос очень большой, гораздо больший, чем возможность удовлетворить его. Федосеев надеется, что с учетом новой ситуации денег на субсидии город добавит, и ими смогут воспользоваться и жители новых территорий.
Но придется столице заниматься, очевидно, не только очередниками, но и обманутыми дольщиками. Их департамент жилищной политики и жилищного фонда насчитал на новых территориях уже более четырех тысяч. Причем больше всего в Троицке и Щербинке. Столкнувшись с этой проблемой в прошлом году в Южном Тушино, столичные власти направили 8 млрд рублей из городского бюджета на достройку домов, подрядчики которых оказались не в состоянии достроить их сами. А 500 москвичам, которые вложили в строительство нового жилья свою единственную квартиру и оказались в итоге без крыши над головой, город выделил 500 квартир в новом районе на Люберецких полях. Как будет помогать он новым москвичам, сказать трудно: вопрос еще обсуждается. Ясно лишь одно, заверил Федосеев, что движение имеющейся московской очереди из-за этого не замедлится. На долю тех, кто уже стоит в ней, как приходилось более 15 тысяч квартир в год, так и будет приходиться. Столько заложено программой "Жилище", принятой на 2012-2016 годы и полностью профинансированной из бюджета Москвы.
Жилье
Чаще всего объясняют на пальцах: вот у бабы Мани дом разваливается, нужна квартира