По данным Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), потребность российской экономики в квалифицированных ИТ-кадрах в 2012 году составит от 81 до 161 тыс. человек. При этом специалисты, заканчивающие вузы, нуждаются в дальнейшем профессиональном обучении. Реальную квалификацию и ценность они получают не ранее чем через 2 года работы.
Таким образом, спрос на качественных, высокопрофессиональных ИТ-специалистов во многом превышает предложение в целом. Российские топ-менеджеры отмечают, что при реализации все более сложных, нестандартных и инновационных ИТ-проектов, которые необходимы для поддержки стремительно развивающегося бизнеса, они все чаще сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров, причем как специалистов-предметников, так и менеджеров проектов. Особенно это ощущается при реализации проектов в российских регионах.
По прогнозам АП КИТ, дефицит рабочей силы в этой отрасли сохранится еще долго. Результаты исследования АП КИТ подтверждаются и данными кадровых агентств. Например, по данным кадровых порталов superjob. ru и hh.ru, рост спроса в течение уходящего года составлял 50-60%.
Сегодня ИТ-отрасль очень перспективна, и не находит здесь работы лишь тот, кто своевременно не позаботился о повышении своей квалификации. Поскольку высокие технологии - сфера очень динамичная, задумываясь о продвижении в ней и о текущем спросе, нужно смотреть на несколько лет вперед и мыслить стратегически. При таком подходе вы будете востребованы не только сегодня, но и завтра. Особенно это актуально для молодых специалистов, которые только выбирают профессию либо начинают свой профессиональный путь. Для ребят в данной ситуации очень важны правильные ориентиры. Но и для тех, кто уже давно работает в этом динамичном сегменте, важно держать руку на пульсе, чтобы не потерять конкурентоспособность.
Сфера высоких технологий очень быстро развивается, поэтому от специалистов, которые поддерживают все эти новинки, требуется постоянная работа над собой, непрерывное обучение новым технологиям.
Среди этих новых технологий - разработка приложений для мобильных устройств и социальных сетей или поддержка ИТ-инфраструктуры предприятия в Cloud. Другой наглядный пример: системный администратор, который лет 10 назад объединял в сеть персональный компьютер, сервер и принтер, сегодня должен уметь подключить туда же мобильный телефон и обеспечить интеграцию с системой парт нера, который работает за пределами России и использует совсем другую платформу. А еще хорошо бы подключить в общекорпоративную сеть любимые гаджеты топ-менеджеров, например iPad, которые могут и не являться корпоративным стандартом, и обеспечить всему этому разнообразному техническому парку одинаково высокий уровень защиты корпоративной информации и качественную сов местную работу. Все это требует немалых знаний.
В разных странах по-разному, но тем не менее наблюдается общий тренд: уровень безработицы в сфере ИТ в 2 раза ниже, чем в любой другой отрасли. Например, в США уровень безработицы равен 9,8%, но для специалистов в сфере ИТ он менее 4%.
Еще один важный тренд: ИТ-специалистам нужно не только хорошее знание технологий, но и дополнительные знания и навыки в смежных областях, таких как менеджмент и бизнес-планирование, управление финансами и человеческими ресурсами и т. д. Наиболее показательный пример: знания в области управления проектами, где необходимо аккумулировать финансовые, материальные и человеческие ресурсы и эффективно управлять ими. Понятно, что здесь необходимо изучать и основы бюджетирования и финансового планирования, и принципы менеджмента и основы маркетинга, дающие понимание работы с потребностями целевых аудиторий. Даже при блестящих знаниях самих технологий без дополнительных знаний в области экономики и управления предприятиям сегодня не обойтись.
Потребность в таких знаниях удваивается, когда CIO необходимо защищать перед советами директоров бизнес-планы предстоящих комплексных ИТ-проектов, а это в российской действительности происходит все чаще, так как российские ИТ-директора постепенно переходят от управления текущими затратами на ИТ к комплексному и эффективному управлению ИТ-активами. И сегодня российский менеджмент все более приходит к пониманию того, что ИТ-инфраструктуру необходимо просчитывать, строить и модернизировать, ориентируясь на будущие нужды бизнеса, так как процесс построения ИТ-инфраструктуры - дело сложное и длительное.
Можно отметить, что все более сложные технологии и комплексные ИТ-проекты, тесно интегрированные с основным бизнесом, требуют все более высококвалифицированных специалистов. Конечно, все хотели бы взять на работу выпускника вуза, который сразу может включиться в рабочий процесс, однако рассчитывать, что вузы будут готовить специалистов такого класса, было бы немного завышенным ожиданием. Поэтому те компании, кто раньше других это осознал, уже давно и активно сотрудничают с вузами, организуя образовательные программы по своим технологиям и вовлекая студентов в рабочие проекты в рамках производственной практики. В результате такие компании получают более подготовленных специалистов.