31.01.2012 00:51
Власть

Леонид Радзиховский: Политическая свобода делает правящую элиту устойчивее

Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (5692)
Читать на сайте RG.RU

События в Москве, начиная с декабря 2011-го, не "кризис", а экзамен по предмету "установление буржуазно-демократической республики". Причем перед нами гора "шпаргалок" - другие страны сдавали этот экзамен, начиная с XVII века, да и сама Россия - с начала XIX ("настоящие" декабристы). Но есть ли у власти/общества способность учиться хоть на своих, хоть на чужих ошибках?

Что ж, за каких-то 2 месяца зримо расширилась свобода слова. На радио, во многих газетах она подтянулась к абсолютной свободе Интернета, даже ТВ-шоу стали куда вольнее (если не считать архаичные стоп-листы). Наглядно изменился стиль власти - сдуло золоченую пыль, стихли разговоры про "нацлидерство", "вождизм" и т. п., духоподъемные сюжеты. Внесены законы о выборах губернаторов, регистрации партий. В стране по факту реальная свобода митингов, собраний.

Какой тяжкой борьбой все это добыто?

В активе "революции граждан-поэтов" два мирных митинга в Москве. После сытного новогоднего отдыха раскачиваются на шествие - где бы для прогулок подальше выбрать закоулок. Спортивная ходьба от революционного инфаркта...

Как же за столь грошовую цену общество получило все-таки осязаемый "товар"? Ведь вообще-то "из ничего и выйдет ничего"?..

Элементарно, Ватсон!

Дверь была широко открыта - надо просто спокойно войти. Предустановленная гармония, взаимное непротивление. "Общество" пафосно трещит, но и не думает бороться с властью, разрушая свою жизнь, а власть осознает: большая свобода (кроме разрушения основ государства) не вредит существующей Системе (если она чуть сменит стилистику), наоборот - помогает ей.

Политическая свобода не скинет правящую элиту, только сделает ее устойчивее

В общем, чем сегодня в России власть открытее, тем прочнее. И наоборот. Политическая свобода не скинет правящую элиту, только сделает ее устойчивее, ведь мягкая сила надежнее и долговечнее грубой. Проверено ЕС, США и т. д.

А вот на других направлениях открытой политики успехов нет.

Формирование вменяемых партий и/или модернизаций существующих.

Появление открытой политической конкуренции между партиями и внутри партий, в том числе (и прежде всего) в партии власти, среди реально возможных кандидатов в президенты, скажем.

Формирование публичных лоббистских групп и иных форм общественной активности.

Возникновение помимо "кружков и тусовок" какого-то реального общественного мнения - словом, выход общества, общественной психологии из родной крепости-песочницы ("вожусь - не вожусь", "совочком ударю - маме нажалуюсь") в более широкий мир. Не говорю "взрослый", но хотя бы "юношеский"...

Причина застоя здесь ровно та же, что причина успехов в свободе слова: степень зрелости, готовности общества.

До большой "свободы слова и зрелищ" общество дозрело и легко ее взяло. Заговорив вслух свободно, общество "догнало себя".

А политической зрелости нет, как и не было.

Лупить в набат, проклинать "врагов" (и ловить их под одеялом), вести последний, решительный и вечный бой с тенью - с "опричниками режима", "американскими агентами" и прочими "троцкистскими двурушниками" - привычно и приятно. "Интернет рулит". Быть хоть немножко взрослыми, чуть-чуть хозяевами своей судьбы (а значит, и судьбы страны) непривычно и противно. Это мы не проходили, это нам не задавали. А никакой период развития перепрыгнуть невозможно. Правда, прыгать можно...

До большей свободы "слова и зрелищ" общество дозрело - и легко ее взяло. А политической зрелости нет, как и не было

В 1917-м перелетели через Царство Свободы в "диктатуру пролетариата". Быстро помчишься - влетишь во вчера, прямо в Средневековье. Потом выползать 70 лет...

В 1991-м спешили строить капитализм - и построили вот так. Иным он быть не мог: от осины не родятся апельсины. Чтобы что-то изменить, нужна селекция и время на нее.

И за 20 лет стихийной селекции этот капитализм изменился, стал более цивильным. Теперь пора делать следующий шажок. Подтянуть политическую "надстройку" к социально-психологическому "базису", сложившемуся в 2000-е. А подтягивать надо "постепенно, но неуклонно" - чтоб не оборвать.

Критерий разумности усилий тут прост. Органично то, что "назрело", легко принимается и осознается всем обществом. Например - выборы всех региональных начальников, регулярная сменяемость президентов страны, разрушение партийной монополии и т. д. Тут если власть будет сопротивляться Времени, только найдет приключения на свою шею. А вот досрочный роспуск Думы, срыв президентских выборов, "путинавотставку" большинством общества отторгается. Поэтому оппозиция выглядит как всадники, вечно перелетающие через голову лошади.

На разных направлениях мы с разной скоростью подходим к современной западной (да и не только западной) модели демократической политсистемы. Где-то уже дошли, где-то рукой подать, где-то еще ползти и ползти. Для уверенного и легкого взятия "последнего дюйма" есть все условия - и желание большой части общества, и согласие элит. Помешать сейчас могут только административные "завинчивания назад гаек" или революционные взбрыки.

Позиция