31.01.2012 00:46
Экономика

Новый закон должен изменить ситуацию с аварийностью на транспорте

Меняется правовая база транспортного комплекса Российской Федерации
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №4 (833)
Читать на сайте RG.RU

Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона N 617780-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом и повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств).

Этот документ был подготовлен правительством после крушения теплохода "Булгария" летом прошлого года и в конце осени внесен на рассмотрение думцам. Под "некоторыми актами", в частности, подразумеваются Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), закон о железнодорожном транспорте, устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта (УАТиГНЭТ) и др.

Наибольшие изменения коснутся КВВТ, который, по мнению инициаторов проекта, должен отвечать современным требованиям обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях. Так, для совершенствования системы госрегулирования и обеспечения безопасности судоходства будут перераспределены государственные функции между Ространснадзором и Росморречфлотом, а на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства созданы администрации речных бассейнов (АРБ), которые станут осуществлять портовый контроль, госрегистрацию судов в судовых реестрах РФ и реестре арендованных судов, государственную регистрацию спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей, навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, содержание судоходных гидротехнических сооружений и т.д.

Законопроект устанавливает основание для проверки судов и иных плавучих объектов в процессе их эксплуатации и право должностного лица принимать решение о временном задержании судна до устранения нарушений, создающих угрозу его безопасной эксплуатации.

Обновленный КВВТ введет обязательность регистрации договоров аренды (фрахтования) судов без экипажа, а все сделки аренды будут подлежать государственной регистрации с внесением в реестр арендованных судов (ст. 16). Обязательным условием для осуществления перевозок будет внедрение системы управления безопасностью судоходных компаний. Вводится также ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу юридических и физических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами, и за ущерб, нанесенный инфраструктуре речного порта, морского порта и внутренних водных путей (ст. 121).

Как сообщил "РБГ" председатель совета директоров ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", председатель совета Ассоциации судоходных компаний России (АСК) Ришат Багаутдинов, данный законопроект разрабатывался минтрансом при активном участии АСК и представителей бизнеса. Мероприятия, изложенные в нем, в компании "Волжское пароходство" не считают излишними, так как правила игры на рынке речных перевозок должны быть для всех одинаковыми.

Что касается системы управления безопасностью (СУБ), то на сегодняшний день крупные речные судоходные компании уже внедрили и сертифицировали ее на добровольной основе. А с принятием законопроекта наличие СУБ станет обязательным условием деятельности речных перевозчиков. К недостаткам законопроекта руководитель "Волжского пароходства" отнес тот факт, что пока туда не попала инициатива АСК, кстати, поддержанная минтрансом, о внесении в КВВТ понятия о саморегулируемых организациях.

По данным Ространснадзора, за последние три года аварийность на транспорте выросла в два с половиной раза, в том числе на водном транспорте почти в два раза, а число погибших (с учетом катастрофы "Булгарии") - в пятнадцать. Как считают инициаторы законопроекта, это следствие несоблюдения субъектами транспортного рынка требований законодательства в области эксплуатации транспортных средств. При этом перевозчики, выполняющие требования нормативных актов, оказываются в заведомо проигрышных условиях по сравнению с теми, кто работает в "сером" секторе и применяет более низкие тарифы, зачастую экономя на безопасности. Поэтому законопроект предлагает внесение изменений в КоАП, направленные на ужесточение ответственности за предпринимательство на транспорте без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Нынешние санкции, прописанные в КоАП, просто смехотворны: для физических лиц в среднем - 2 тыс. руб., для юридических - 50 тыс., что несоизмеримо с возможными последствиями. Поправки в КоАП предусматривают увеличение административных штрафов для граждан до 100 000, должностных лиц - до 50 000, юридических лиц - до 500 тыс. руб.

Внесение изменений в УАТиГНЭТ от 8 ноября 2007 г. вызвано необходимостью закрепления на законодательном уровне права проведения плановых и внеплановых проверок государственными инспекторами автоперевозчиков: самих транспортных средств, документации (наличие лицензии или разрешения, паспорта ТС), контроля требований безопасности перевозок (наличие запасных выходов, приемников ГЛОНАСС, тахометров, спасательных средств и т.д.). Отсутствие контрольных мероприятий, по мнению авторов законопроекта, создает благоприятную почву для злоупотреблений, нарушений технологии перевозок, что в итоге повышает аварийность.

Однако эксперт в области автотранспортного законодательства, автор портала "Склад законов" Владислав Артамонов скептически отнесся к будущим поправкам в УАТиГНЭТ: проверок и так в избытке, но "результат" большей частью идет явно не в бюджет страны. На внутренних перевозках, несмотря на приказ минтранса от 14 декабря 2011 г. N 319, ответственности за отсутствие тахографа нет, свидетельство о регистрации ИП на дороге тоже никто не проверяет.

"Конечно, порядок в отрасли автогрузоперевозок наводить нужно, и чем быстрее это произойдет, тем лучше будет для всех, - сообщил он "РБГ", - но в текущей ситуации данный контроль выполнять некому, а его усиление, думаю, станет еще одной кормушкой для чиновников. Для начала нужно перевозчикам что-то дать, например, построить нормальные дороги, придорожную инфраструктуру, а потом уже проводить чистку бизнеса. Есть шанс, что "закручивание гаек" повлечет массовый уход из этого малоприбыльного сектора, и в итоге грузы вообще возить будет некому. Уже сейчас на рынке имеется определенный дефицит провозных мощностей, автопарк практически не обновлялся с докризисных времен".

Транспорт