01.02.2012 16:59
Происшествия

ВС РФ смягчил приговор осужденным по делу о "бунте" в копейской колонии

Текст:  Михаил Пинкус (Челябинская область)
Читать на сайте RG.RU

Коллегия Верховного Суда РФ в кассационном порядке рассмотрела дело 18 сотрудников челябинского ГУФСИН, осужденных за истязание заключенных, четверо из которых погибли от побоев.

Решение коллегии оказалось полной неожиданностью как для участников процесса, так и наблюдателей от общественности. Приговор, вынесенный Челябинским областным судом в мае прошлого года, Верховный суд не только не отменил "из-за чрезмерной мягкости", как того требовала Генпрокуратура РФ, но и еще более смягчил для 12 подсудимых. Подтвердив тем самым тезис о гуманизации правосудия, активно обсуждаемый обществом в последнее время.

Как уже сообщала "РГ", почти двум десяткам сотрудников ГУФСИН во главе с руководителем ведомства генерал-лейтенантом Владимиром Жидковым был вынесен обвинительный приговор по делу о жестоком избиении заключенных и последующей инсценировке бунта в копейской колонии № 1, организованной с целью сокрытия истинных причин кровавой расправы.

Жуткая история об издевательствах над прибывшими по этапу "новичками" прогремела на всю страну. Как следует из материалов дела, конвоиры раздели "сидельцев" до гола, и в воспитательных целях заставили передвигаться по помещению транзитно-пересылочного пункта ползком, чистить туалет зубной щеткой и петь "Владимирский централ", заменяя слово "Владимирский" на "Челябинский". При этом всех 12 вновь прибывших заключенных нещадно избивали резиновыми дубинками. Четверо из них не перенесли побоев и в тот же вечер погибли от травматического шока.

Судом установлено, что в истязании заключенных участвовали 14 сотрудников колонии №1 во главе с двумя заместителями ее начальника. Однако непосредственно к гибели заключенных "приложили руку" только восемь из них. За это их наказали реальным лишением свободы на срок от 9 до 12 лет.

Оставшихся шестерых конвоиров суд наказал условно за превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств.

Такое же наказание было назначено и четырем высшим чиновникам челябинского ГУФСИН во главе с генералом Владимиром Жидковым, организовавшим инсценировку бунта, чтобы скрыть преступление подчиненных. Их признали виновными в злоупотреблении должностными полномочиями и организации ложного доноса о преступлении.

По версии следствия, именно генерал-лейтенант Жидков, прибывший в колонию для расследования инцидента, приказал своим сотрудникам нанести друг-другу легкие побои и порезы от якобы имевшихся у заключенных "заточек". Так родился миф о взбунтовавшихся заключенных, набросившихся на "добрых самаритян" в форме сотрудников ФСИН.

Приговор Челябинского суда обжаловали все без исключения участники процесса. Как сообщила руководитель пресс-службы Челябинского областного суда Елена Вериго, гособвинение не согласилось с переквалификацией статьи об умышленном убийстве на менее тяжкую - о нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть по неосторожности. Генпрокуратура настаивала, что заключенных в помещении пересылочного пункта именно убивали, а потому потребовала ужесточения наказания для всех участников тюремного инцидента. Об этом же ходатайствовали и потерпевшие от рукоприкладства заключенные.

Защита в свою очередь выдвинула контраргументы. К примеру, адвокат генерала Жидкова потребовал оправдать своего клиента вчистую.

Изучив обстоятельства дела, Верховный суд снял с генерала Жидкова и трех его приближенных обвинение в организации ложного доноса. Как пояснили в пресс-службе ВС, совершенные подсудимыми действия могут быть полностью охвачены составом статьи о должностных злоупотреблениях, поэтому вменять им еще одну статью нет необходимости. Соответственно сроки условного наказания для руководителей челябинского ГУФСИН снижены с пяти до четырех лет.

Восьмерым сотрудникам ГУФСИН, приговоренным к реальному лишению свободы, Верховный суд тоже слегка смягчил наказание в связи с изменениями в уголовном законодательстве. В частности отправленный в колонию строгого режима на 12 лет оперуполномоченный ИК №1 Пахрула Антуев, проведет за решеткой на два года меньше. Его коллегам Евгению Городову, Максиму Токареву, Денису Симакову, Александру Зырянову, Евгению Кондратюку, Дмитрию Голоднову и Андрею Мальшакову суд скостил срок на полгода.

Приговор вступил в законную силу. Однако в Генпрокуратуре РФ не исключают, что будут обжаловать его в порядке надзора. Однако сначала доводы Верховного суда РФ будут тщательно изучены.

Зато в Челябинском областном суде известие о результатах кассационного рассмотрения дела встретили с удовлетворением.

- Это очень объемное дело, - сообщила руководитель пресс-службы суда Елена Вериго. - Только оглашение приговора длилось в областном суде три с половиной дня. Радует, что в этом деле поставлена точка. Изменения в приговоре незначительные. Квалификация действий осужденных, данная во время процесса в Челябинске, в вышестоящей судебной инстанции больших изменений не претерпела.

Суд Челябинская область Урал и Западная Сибирь