Применение информационных технологий позволяет качественно изменить учебный процесс.
Теперь учитель сможет индивидуально, но дистанционно изучать предметы школьной программы с самыми старательными и способными учениками.
Абаканская средняя школа №1 - одна из старейших в городе. Она стала одним из 14 учебных заведений Хакасии, где осваивают новейшее направление работы - дистанционное обучение старшеклассников с помощью электронного образовательного курса "Телешкола".
Старое и новое
До сих пор опыт работы с учеником на расстоянии республиканские педагоги масштабно не применяли. Вот уже три года, как общаются с учителями и получают задание через интернет дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении. Но эту работу проводит специализированный отдельный центр дистанционного обучения. "Телешкола" же подразумевает, что дополнительный, углубленный курс могут пройти те, кто и так посещает занятия. То есть смысл проекта заключается в том, чтобы сделать индивидуальную работу преподавателя с учеником явлением обычным - создать некий гибрид факультатива и репетиторства. Педагогический опыт подсказывает - оба этих способа обучения позволяют ученику лучше узнать материал, а наставник всегда вовремя подскажет, над чем следует работать.
"Телешкола" в Хакасии оказалась довольно популярной. Проект стартовал в январе этого года, и участвовать в нем решило 1334 ученика одиннадцатых классов республики (пока имеется программа только для них). Работает с ними 144 педагога из 42 школ, то есть задействованы практически все города и районные центры Хакасии. А в некоторых селах дистанционный спецкурс стал едва ли не главным способом подготовки к ЕГЭ. Причем, судя по словам представителей регионального министерства образования и науки, в каждом случае педагоги выбирают свой стиль обучения, более удобный для него и подопечных. Как именно это происходит, преподаватели и журналисты смогли узнать недавно, во время презентации проекта, устроенной коллективом абаканской школы №1.
Стремление к экспериментам
В школьном коридоре замечаю нечто необычное: наклеенные на стену, через равные промежутки листки бумаги. На каждом - крупным шрифтом напечатано по два-три слова, причем везде выделена ударная гласная. По пути из одного кабинета в другой, взгляд словно сам собой отмечает эти "позвонИшь", "прибЫвший", которые мысленно сравниваются с тем, как мы привыкли их произносить в быту. Поймав себя на нескольких ошибках, интересуюсь у хозяев целью такого декора.
- Это - наш эксперимент, - поясняет ставшая моим проводником заместитель директора Олеся Захарова, - пытаемся таким образом повлиять на грамотность речи. Учебные слова расклеены по всей школе, ежемесячно они обновляются. Мы заметили, что дети быстрее стали запоминать правила произношения, и это неудивительно: примеры ведь постоянно перед глазами.
Такой небольшой штрих к портрету учебного заведения, коллектив которого, как расскажет позже директор, Людмила Огурцова, не боится нововведений. Здесь первыми перешли на нормативное подушевое финансирование, первыми же, еще в 2004 году, создали школьный сайт, который регулярно обновляется (что бывает нечасто). Так же здесь организовали свою телестудию и собираются создавать научно-популярные передачи. Последнее - не шутка: в школе есть даже собственная лаборатория с зондовыми микроскопами и прочим оборудованием, необходимым для изучения отдельного курса - "Нанотехнологии". Провожатые между делом замечают, что подобной техники не имеется даже в Хакасском госуниверситете, а сотрудничество в освоении нового предмета идет с московским вузом. Само собой, при помощи интернет-сайтов, обмена данными и видеокурсов.
После услышанного уже не возникает вопроса о том, почему эксперимент с дистанционным обучением для старшеклассников начался именно отсюда. Как не удивляет тот факт, что учебное заведение получило статус "базового" в общей системе "телешкол". Такая же схема принята и в районах республики: в административном центре одна из школ получает статус ведущей", а сельские уже получают необходимую информацию и методики от нее.
У такой системы, напоминающей пирамиду, верхней точкой которой выступает сервер министерства образования и науки РХ, есть ряд преимуществ. Среди них - то, что дистанционно работают с детьми одни из лучших преподавателей, к тому же прошедшие специальную подготовку. Для детей из отдаленных поселков это тем более важно - им скоро проходить ЕГЭ, а именно на него ориентирован ресурс "Телешкола".
Урок на расстоянии
Именно принцип тестового задания, как наиболее удобный для компьютерной обработки, сделал возможным само появление новой системы дистанционного обучения. Как это происходит, все желающие смогли увидеть в ходе показательного урока. Наше занятие было посвящено правилам русского языка: дополнительные занятия по этому предмету стали самыми популярными, их виртуально посещает почти тысяча учеников. Преподаватель подключился к серверу из класса, трое его подопечных при этом оставались дома. Сам принцип их общения напоминает обычный интернет-форум: создается новая тема для обсуждения, где учитель отмечает список заданий и рекомендаций. После этого следует пауза: ученики знакомятся с материалом, который хранится на этом же сервере. Через некоторое время они отвечают на контрольные вопросы, и эти данные пересылаются учителю.
На практике все происходило почти также. Правда, на работу повлияло и естественное волнение преподавателя и неизбежные технические накладки. Но все участники с заданием справились, и на демонстрационном экране появились результаты тестов. Оценки, выставленные машиной, кое-кого наверняка обескуражили: так, у одной из учениц оказалось лишь 62 процента правильных ответов. В утешение можно сказать, что факультативный статус системы означает, что оценка выставлена просто для сведения и в табель не идет. Правда, не всегда: как пояснила одна из сетевых преподавателей, некоторые педагоги учитывают данные тестирования в своей работе, записывая их в "плюс" или в "минус" конкретному ученику, когда тот отвечает на обычных уроках. Может быть это слишком строго, но наверняка такой подход заставляет детей серьезно относиться к выполнению задания.
Дистанционный урок окончен, проводившая его Людмила Моисеева, сетевой преподаватель русского языка, поделилась своими впечатлениями о новинке.
- Работать педагогу лучше из дома, это удобнее. Тоже могу сказать и о детях. Преимущество такого подхода обнаружили очень быстро. Когда в городе стояли сильные морозы, некоторые дети не посещали уроки, однако выполняли задания через систему дистанционного обучения. И на случай возможного карантина мы можем перенести обучение в виртуальное пространство. При этом можно работать в формате онлайн-урока, как это было продемонстрировано в ходе презентации или самостоятельно. Ученики уже сами ориентируются на ресурсе, и, зная, в какой области у него нехватка знаний, могут выбрать соответствующий "тренажер" для подготовки к ЕГЭ. Я же знакомлюсь с результатами и даю наставления - на что обратить внимание.
Получается, преподавателей дистанционное обучение устраивает. Учеников, судя по количеству записавшихся на курс - тоже. Насколько эффективным окажется этот подход, мы сможем узнать в конце учебного года, когда будут оглашены результаты ЕГЭ. У специалистов министерства образования своя система оценок: будет больше отличников - опыт успешен. Нет - значит, придется придумывать новое или искать недостатки в существующем. Правда, прогноз оптимистичный. Во всяком случае, в следующем учебном году дистанционное обучение смогут опробовать все ученики с пятого класса включительно. Получается, нет сомнений в том, что дистанционное обучение будет полезно и тем, кто посещает школу? Что же тогда ждать нам в скором будущем - не уйдет ли образование в интернет окончательно?
Александр Матейко, заместитель министра образования и науки РХ:
- Точно могу сказать, что система "Телешкола" не заменит учителя. Ведь она предоставляет новые виды заданий и способы контроля, но при этом остается прежнее общение педагога и школьника. Тем не менее, внедрение ее вызвано потребностями сегодняшнего дня. Ясно, что в современно мире необходимо создавать качественные условия для получения образовательных услуг. Когда речь идет о профильном обучении школьников старших классов, не все учебные заведения могут полноценно его реализовать. На примере абаканской школы № 1 мы смогли увидеть возможность использования новых образовательных ресурсов, интернет. И уже используем потенциал школы для того, чтобы учителя других могли получить консультации и работать с детьми. А в результате надеемся выйти на новый уровень, при котором все школы могут предоставлять полноценное сетевое образование.
Само собой, дело не только в нашем желании. Для того, чтобы система работала, требуется хорошее техническое состояние оборудования, компьютеров, быстрый доступ в интернет, оборудованное рабочее место для преподавателя и ученика. К сожалению, не везде в республике именно скорость доступа позволяет использовать полноценно имеющиеся у нас технические возможности. Не стоит забывать и финансовый вопрос - за передачу данных нужно платить… Правда, последнее можно компенсировать тем, что школы республики постепенно переводятся на доступ в интернет через сервер Минобразования. Благодаря тому, что основной обмен данными идет через внутренний трафик, затраты получаются значительно ниже, при том, что скорость доступа к образовательным ресурсам увеличивается.