07.02.2012 00:57
Власть

В российской армии резко снизилось число простудных заболеваний

Этой зимой впервые призывников нет среди тяжелых больных
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №25 (5698)
Читать на сайте RG.RU

Руководитель Главного военно-медицинского управления минобороны Анатолий Калмыков сообщил известие, которое наверняка порадует солдатских пап и мам. Впервые за последние годы кривая простудных заболеваний в армии резко пошла вниз. По сравнению с прошлой зимой этот показатель сейчас в три раза меньше.

Несмотря на лютые морозы, менингит и острая респираторная вирусная инфекция уже не косят призывников налево-направо. Более того, среди 27 "тяжелых" пациентов военных госпиталей нет ни одного солдата-срочника.

- При такой погоде совсем избежать простудных заболеваний не получается. Думаю, что их пик еще впереди. Поэтому солдат мы заранее привили от гриппа, - сказал корреспонденту "РГ" Анатолий Калмыков.

Даже в армии вакцинация - дело сугубо добровольное. Но категорически отказались от нее единицы. Тем более что большинству новобранцев делать прививки, как говорится, сам бог велит. В сентябре-декабре тысячи парней пришли на службу с дефицитом веса и ослабленной иммунной системой. Мало кто из них занимался до армии спортом и закаливал организм. Такая молодежь, по утверждению медиков, в первую очередь подвержена простудным заболеваниям.

Не стоит забывать еще об одном неблагоприятном факторе. В воинских частях, особенно учебных, собирают огромное количество призывников из различных регионов России. В некоторых гарнизонах их число достигает 3 тысяч человек. Адаптированные к одной инфекции, они фактически беззащитны перед другой. Вот она и косит парней целыми пачками.

Наученные горьким опытом прошлых лет военные медики разработали систему профилактики простудных заболеваний. Чтобы обезопасить новобранцев от заразы, сразу после прибытия в гарнизон их на 2 недели помещают в своеобразный карантин.

Там ребята привыкают к местному климату, проходят углубленное медицинское обследование, получают прививки. Общение с солдатами других призывов в этот период жестко ограничено. Тех парней, чье состояние вызывает у военврачей какие-то сомнения, немедленно изолируют.

Понятно, что любая профилактика бессильна перед командирским самоуправством. Если офицер без нужды часами держит солдат на плацу в 30-градусный мороз, никакие прививки от болезни не помогут. Если в спальном помещении чуть теплее, чем на улице, а одежду и обувь нельзя просушить в казарме, потому что батареи в предназначенном для этого помещении вовремя не отремонтировали, жди беды. Напомним, что именно эти причины вызвали массовое заболевание и даже гибель некоторых солдат прошлой зимой.

В минобороны обещают - такое больше не повторится.

- Командиры воинских частей стали понимать, что солдата необходимо беречь, - считает главный военный медик.

Впрочем, он не сторонник все валить только на офицеров. Калмыков вспомнил случаи, когда заразу в гарнизоны приносили посторонние люди, в том числе родители солдат. Именно так в одной из воинских частей в 2011 году "прописался" менингит. Между прочим, этому заболеванию больше подвержены мужчины, чем женщины.

Чтобы обезопасить новобранцев от болезненных инцидентов, командиры рекомендуют солдатским мамам и папам не навещать сыновей с ноября по февраль.

- Категорического запрета на встречи мы, конечно, не вводим. А именно просим родителей ограничиться в этот период письмами и телефонным общением, - сказал Калмыков.

Хотя армия достаточно обособленный организм, общую эпидемиологическую обстановку в стране и регионах там отслеживают очень внимательно. Если есть угроза массового распространения болезни на какой-то гарнизон, там немедленно вводят режим обсервации.

Начальник военно-медицинского главка объяснил, что за этим следует. По словам Калмыкова, в воинской части ужесточается пропускной режим, для солдат отменяют увольнение в город. Одновременно медики усиливают контроль за здоровьем ребят и профилактические меры.

Армия Минобороны