06.02.2012 20:26
Культура

"Санктъ-Петербургъ Опера" представила первую юбилейную премьеру

Текст:  Евгения Цинклер (Санкт-Петербург)
Читать на сайте RG.RU

В театре "Санктъ-Петребургъ Опера" с аншлагом прошла первая юбилейная премьера этого года - лирико-комическая опера Сергея Прокофьева "Обручение в монастыре".

Как объясняет художественный руководитель-директор театра Юрий Александров, он выбрал это произведение для того, чтобы дать своей труппе отдохнуть от "страданий и предсмертных мучений" последних постановок и немного "поиграть в себя". И еще - потому что это Прокофьев, один из немногих композиторов, умевших писать гениальную, сложную и одновременно смешную музыку.

Известный неожиданными режиссерскими решениями Александров остался верен себе. Действие оперы перенесено из Севильи XVIII века в условный театральный институт, где студенты весело и азартно готовят дипломный спектакль "Дуэнья". Все логично - и сама труппа Александрова молода, и куража с романтизмом "Санктъ-Петербургъ Опере" не занимать.

Первое действие - сплошной минимализм. Стремясь сосредоточиться на мастерстве, технике и пластике, режиссер почти полностью отказался от декораций, оставив лишь зеркальные стены и несколько цветных кубиков. Актеры одеты в черные тренировочные костюмы, лишь купец Мендоза щеголяет в красном пиджаке и с толстой золотой цепью на шее. Но все решительно меняется во втором отделении: постановка вспыхивает феерическим пламенем премьеры, вызывающей роскошью одеяний и буйством красок, не теряя при этом строгой графичности (отметим работу художника-постановщика Вячеслава Окунева). Действие выплескивается в зал, в какой-то момент в происходящее оказывается вовлечен даже дирижер Александр Гойхман, в оркестровую яму к которому забирается разбушевавшийся Дон Жером. Надо сказать, маэстро поразил зал своей игрой - если не сказать клоунадой.

Финал спектакля закольцовывает действие: в разгар свадебного празднества Мендоза и Дуэнья выдают актерам дипломы, напоминая, что все происходящее - игра. Яркая, талантливая и слегка безумная.

Противопоставление двух отделений - проверенный козырь Александрова, достаточно вспомнить его "Паяцев". Этот прием режиссер повторил и в "Обручении в монастыре" - лаконичная учебная реальность институтской аудитории сменяется чрезмерной театральностью второго действия. Такой контраст гарантирует постоянно возрастающее внимание публики и овации под занавес.

Провести параллели можно с "Поруганием Лукреции" - спектаклем, ставшим во многом определяющим для "Санктъ-Петребургъ Оперы". Заслуга Юрия Александрова  состоит в том, что эти гениальные, но далеко не самые кассовые творения Бриттена и Прокофьева стали доступны современной петербургской публике. Обе оперы, появившиеся в послевоенных 1940-х годах и символизирующие новую музыкальную эстетику, требуют тщательнейшей работы с партитурой и актерами. Александрову это неизменно удается.

Кстати

Февраль становится традиционным месяцем премьер в "Санктъ-Петербургъ опера". Год назад Юрий Александров представил на суд публики свое прочтение "Богемы". А в этом году премьера "Обручения в монастыре", по сути, стала началом празднования юбилея театра - ему исполняется 25 лет. В ближайших планах еще одна премьера - опера Жоржа Бизе "Кармен". Кроме того, театр даст ряд спектаклей на других сценических площадках города - в память о тех временах, когда у труппы не было собственного здания.

Музыкальный театр Санкт-Петербург Северо-Запад