Половину чиновников в нашей стране вполне можно уволить, а оставшимся вдвое повысить зарплату, считает глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Вчера на "Деловом завтраке" в "РГ" он также объяснил, почему не надо откладывать приватизацию госкомпаний, а лучше провести ее в самое ближайшее время. И сообщил, что на этой неделе ФАС направит в минэкономразвития свой вариант законопроекта о федеральной контрактной системе. По сути это означает, что на базе существующего закона 94-ФЗ появится закон о ФКС в редакции ФАС.
Сколько, на ваш взгляд, должны получать чиновники? В своей новой статье "Демократия и качество государства" Владимир Путин отметил, что чиновникам нужен не только кнут - штрафы и дисквалификации, но и пряник. В первую очередь достойная зарплата. Вы не раз говорили, что ваши юристы и сотрудники компаний, с которыми ФАС борется, получают несопоставимые зарплаты.
Игорь Артемьев: Дело не в том, что я по этому поводу думаю, а в том, какие зарплаты чиновников готово вытерпеть население. Вообще, для меня всегда было очевидным, что в первую очередь достойная зарплата должна быть у наших педагогов, врачей и тех, кто нас защищает, - работников правоохранительных органов, военных. Есть много других уважаемых специалистов, но это - триада, на которой держится любое общество. Именно с ней и должна соотноситься зарплата госчиновников.
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
Но они же на работу перестанут ходить!
Игорь Артемьев: Есть простое решение, на которое общество может согласиться: мы сокращаем половину чиновников, а тем, кто остался, в два раза повышаем зарплату. Многие говорят, что у нас, наоборот, не хватает госслужащих и нужно еще больше. Но элементарные подсчеты показывают: сейчас чиновников в России больше, чем в Советском Союзе, во всех республиках вместе взятых. Проблема в том, что часть чиновников давно находится на кормлении у предпринимателей. Своей непосредственной работой эти люди уже не занимаются, а обслуживают интересы бизнеса. Вот их и можно сократить.
А теперь, что касается конкурентоспособной зарплаты. Я убежден, что главная проблема не столько в величине зарплаты, сколько в том, что есть большое расслоение. Региональные чиновники получают в два-три раза больше своих федеральных коллег. Начальник территориального управления ФАС, к примеру, принимает решения на миллиард рублей в неделю, а зарплата у него - 30 тысяч рублей. Кто-то скажет, что это много. Но чиновник в администрации какой-нибудь области получает минимум 80-90 тысяч рублей. Было бы логично ввести предельные нормативы по зарплатам для региональных администраций и органов местного самоуправления. По крайней мере, зарплаты федеральных чиновников хотя бы не должны им уступать.
Премьер говорит о необходимости создания конкурентоспособной среды. Для этого, по его мнению, нужно разорвать связь в цепочке "власть - собственность", четко установить границы вмешательства государства в экономическую жизнь. Где должны быть эти границы, на ваш взгляд?
Игорь Артемьев: Уменьшить долю участия государства в экономике хотели давно, но в кризис, наоборот, вынуждены были увеличить - того требовала сложившаяся ситуация. Мне было отрадно услышать заявление Владимира Путина, который сказал: то, что за эти три года мы набрали, за три года нужно вернуть на рынок. Первый вице-премьер Игорь Шувалов активно занимался этой программой, несмотря на протесты отраслевых министерств. Сейчас пошли разговоры, что конъюнктура плохая. Но она в кризис была еще хуже, поэтому активы брали по дешевке. Почему бы сейчас их не отдать по той же цене? Государство ничего не проиграет. Массовую приватизацию нужно проводить сейчас. Причем в обязательном порядке она должна коснуться естественных монополий.
По поводу создания конкурентоспособной среды могу сказать, что лучший способ ее достижения - это конкуренция. Очень многие наши начальники по-прежнему мечтают о том, чтобы там, где есть две компании, создать одну. Создав монополию, действительно можно получить положительный результат. Но только на первом этапе. Потом начнется застой. Мы при поддержке председателя правительства все время пытаемся остановить большое количество начальников, которые хотят бесконечно создавать монополии. Этот путь - тупиковый. Мы пройдем по кругу и вернемся в ту же самую точку, условно 90-го года, когда развалился Советский Союз.
Вообще, я очень рад, что статья появилась, что председатель правительства, главный кандидат в президенты, очень всерьез и обстоятельно обсуждает эту тему как одну из ключевых.
Конкуренцию нужно развивать и в сфере госзакупок. Как вы считаете, чья инициатива все-таки победит: ваша - по реформированию 94-го закона или минэкономразвития, которое предлагает перейти на федеральную контрактную систему?
Игорь Артемьев: Я думаю, победит закон о федеральной контрактной системе, но с нормальным планированием, с нормальной контрактацией и системой процедур. Мы подготовили свой вариант законопроекта о федеральной контрактной системе. На этой неделе планируем направить его в минэкономразвития и вывесить на нашем официальном сайте.
Он предполагает отмену 94-го закона?
Игорь Артемьев: Председатель правительства этот вопрос решил, и теперь уже да. По сути, новый закон поглощает действующий. Меняется и номер. Цифра 94, которая вызывает у многих такое раздражение, исчезнет.
Так это просто смена вывески?
Игорь Артемьев: Нет. Мы сделали определенные шаги навстречу пожеланиям экспертов и всех тех, кто эту тему обсуждал. И, несмотря на то, что некоторые разногласия с минэкономразвития у нас все еще остаются, думаю, мы скоординируем свои позиции и сделаем в итоге общий вариант.
Полный отчет с "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".