Отмечено также, что этот эффект в расчете роста национального ВВП составит 2% по России, 14% - по Беларуси и 6% - по Украине и примерно столько же - по Казахстану. Как разъяснил "РБГ" директор Центра интеграционных исследований ЕАБР Евгений Винокуров, Россия производит 88% совокупного ВВП интеграционной "тройки". Поэтому "сверхэффектов" для нее быть не может. Зато экономическое воссоединение всех четырех стран может ускорить модернизацию высокотехнологических отраслей и в России. По мнению Е. Винокурова, рост ВВП сперва будет достигаться за счет увеличения торговли, затем экономики стран начнут взаимно подстраиваться. Причем технологическое обновление и сближение особенно будут проявляться в машиностроении и производстве авиационной техники в России и Украине.
Кроме того, по данным доклада, белорусский экспорт в страны ЕЭП за счет интеграционных тенденций в будущем может достичь до 35% национального ВВП. То есть максимальная внешнеторговая часть совокупного интеграционного эффекта приходится на Беларусь. Если же в более широком контексте, совокупный экономический эффект за 2011-2030 годы от развития интеграционных связей в "четверке" оценивается примерно в $909 млрд, причем $632 млрд из этой суммы приходится на Россию и $170 млрд - на Белоруссию.
Но реален ли упомянутый сценарий по крайней мере для Украины?
Как отмечала в ходе представления доклада украинская сторона, очень многое зависит как от внутренней экономической политики, так и от внешнеэкономической ориентации указанных стран. В рамках ТС налицо интеграционные тенденции в этих направлениях, а Украина пока не определилась с соответствующими приоритетами.
"У России и Украины уже есть несколько интеграционных договоренностей - скажем, по атомной энергетике, но реализуются они крайне медленно, - говорит профессор Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Валерий Геец. - Если проекты будут только задекларированы на бумаге и не будет четкого механизма их реализации, экономического эффекта они, естественно, не принесут".
Украинской стороной отмечалось также, что РФ и Украиной периодически вводятся ограничения на взаимный экспорт-импорт ряда товаров и услуг. А это, в свою очередь, оказывает давление на другие страны ТС, хотя они не всегда дублируют российские ограничения на ввоз некоторых украинских товаров. Вероятно, первым шагом для реализации упомянутых эффектов - в контексте связей Украины с ТС - должна быть отмена объемных (то есть квот) и ассортиментных ограничений в российско-украинской торговле.