Расчет экономических моделей в масштабах страны - не свойственная для бизнеса задача. Но повышение социального налога (бывший ЕСН) с 24% до 34% очень сильно ударило по перспективам российских предпринимателей. Особенно сильно это било по несырьевому, перерабатывающему сектору экономики, так как именно там доля заработной платы в совокупности затрат особенно велика. В результате пришлось заняться экономическими расчетами, чтобы нас услышали в правительстве.
Так возник "налоговый маневр". Сначала рассчитали, за счет чего можно ликвидировать дефицит Пенсионного фонда, не повышая ставки социальных страховых выплат. Но уже в ходе работы над этой программой мы поняли, что в России в принципе осуществим налоговый маневр - понижение налогов на процесс производства для стимуляции отечественной индустрии за счет повышения налогов на процесс потребления. И ресурсы для этого есть.
Почти год мы потратили на то, чтобы убедить правительство в пагубности повышения социальных ставок для бизнеса. И нас радует, что мы были услышаны. Конечно, произошедшее снижение ставок социальных страховых взносов с 34% до 30% явно недостаточное. Это половинчатая мера. Думаю, что, по мере того как экономика получит частичный положительный эффект от этого снижения, власть предпримет более решительные шаги по сокращению налоговой нагрузки.
И это будет тот самый налоговый маневр, о котором мы говорим. Более того, говорим уже не только мы. О нем в своей статье "О наших экономических задачах" написал председатель правительства РФ Владимир Путин. "Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора - это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее, на престижное потребление. Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов", - описал он его контуры.
Мы видим в этом позитивный прогресс власти в сторону несырьевого, производящего бизнеса. Он, к слову, заключается не только в принятии идеи налогового маневра. Это и курс на новую индустриализацию России, и провозглашение создания новых высококвалифицированных рабочих мест в качестве приоритета национальной экономической политики. Т.е. "налоговый маневр" очень хорошо укладывается в логику намеченных властью реформ и переориентирования страны с сырьевой модели на производственную. Это очень важно.
Однако власть не полностью услышала наши идеи. Пока речь идет только о том, что будущий рост бюджетных расходов и, не дай бог, дыры в бюджете из-за нового кризиса будут финансироваться не за счет налогового давления на производство. Но это полумеры. Мы очень рады, что нам не будут повышать налоги, хотя уже звучат голоса, прямо противоположные логике, - об увеличении НДС на 2%. А это основной налог на производство. Но примем за аксиому, что курс, провозглашенный премьером, оспариваться не будет.
Но ведь налоги уже запредельно высоки! Сравните их с Казахстаном - нашим партнером по Единому таможенному пространству. НДС у нас 18%, в Казахстане - 12%. А социальные налоги там всего 21%. Там производить уже выгоднее, даже с учетом транспортных расходов! Если не хотим проиграть борьбу за инвестиции в страну, то налоги надо понижать.
Поэтому мы выступаем за то, чтобы установить на уровне 15% три главных налога на производство - налог на прибыль, социальные страховые выплаты и НДС. Это снижение лишит бюджет 2,2 трлн рублей, но эти деньги можно вернуть за счет увеличения НДПИ на газ, повышения акцизов на крепкий алкоголь и табачные изделия, введения налога на роскошь и администрирования налога на имущество по рыночным ценам.
Высшее руководство страны приняло принципиальное решение об отходе от сырьевой модели экономики и проведении "новой индустриализации". Однако вся экономическая система, и налоговая как ее часть, еще далеки от провозглашенного курса. Думаю, что "налоговый маневр" вполне может войти в число приоритетных экономических реформ, направленных на реиндустриализацию России и создание новых рабочих мест.