Вступил в силу Федеральный закон N 324 "О бесплатной юридической помощи в РФ". Пожалуй, впервые регионам предоставлены столь широкие полномочия в сфере правового просвещения населения. В частности, на их усмотрение отдается регулировка баланса между государственными и негосударственными участниками системы, определение объемов финансирования. Кроме того, субъекты РФ вольны расширять списки лиц, получающих бесплатные услуги. На реализацию данного закона из бюджета субъектов РФ может быть выделено примерно 630 млн рублей. Помимо этого, каждый регион на создание юридических бюро должен будет потратить около 7,5 млн рублей.
Правом получения бесплатной юридической помощи смогут воспользоваться: ветераны ВОВ, герои России, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. А также несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы и находящиеся в учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также граждане, признанные судом недееспособными.
Бесплатная юридическая помощь будет оказываться по следующим направлениям: оспаривание сделок с недвижимостью, признание и сохранение права на жилое помещение по договору социального найма, расторжение и прекращение договора социального найма, выселение (в случае если жилое помещение является единственным), признание и сохранение права пользования на земельный участок, защита прав потребителя (в части предоставления коммунальных услуг), отказ работодателя в заключении трудового договора, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией, гражданам, в отношении которых судами рассматривается вопрос о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока такой госпитализации.
Перечень документов, необходимых для получения гражданами юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяется законами и иными нормативно-правовыми актами регионов. Решение о предоставлении юридической помощи будет приниматься комиссией, образованной в юридической клинике. В случае отказа клиенту будет выдаваться соответствующее заключение.
Бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем - государственной и негосударственной.
Государственная система будет финансироваться из средств регионального бюджета своего субъекта. Юридическая помощь будет оказываться в так называемых "юридических клиниках" студентами юридических вузов, которых будут контролировать педагоги.
Но насколько профессиональными будут такие консультации? Законом установлено, что ответственность за последствия некачественно оказанной юридической помощи гражданину негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут лица, оказавшие ее. То есть отвечать придется тем же студентам-юристам, не имеющим профессиональных навыков, необходимых познаний в области права, которым разрешат попрактиковаться в таких "юридических клиниках".
Другая система - негосударственная - это адвокат и компании, оказывающие юридическую помощь. Они вправе стать участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при этом будут осуществлять деятельность за счет собственных средств.
Бюро, оказывающие юридическую помощь, должны быть созданы в форме бюджетных учреждений и на бюджетные средства. Они будут подведомственны минюсту.
Как должна оплачиваться работа адвокатов? В России адвокатам за такую работу платят унизительные суммы, например 300 рублей за день работы в районном суде, 600 рублей - в суде вышестоящем, 1100 рублей - в судах присяжных. В добавок к этому, адвокат должен еще написать ходатайство об оплате работы, получить постановление и в течение месяца ждать перечисления. В то время как во Франции час работы адвоката в суде оценивается в 200 евро, а в Америке - 200-300 долларов в час.
Следствием данного закона станет увеличение числа коррупционеров, поэтому закон проблемы не решит. В нашей стране страдают маниакально-патологической страстью размножать бюрократизм.
Как вы себе можете представить, что люди, живущие за счет государства, будут составлять на него жалобы? Такие представители никогда не будут независимы и объективны.
Приведем аналогию: в соответствии со ст. 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" адвокаты обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь определенным группам граждан: пенсионерам, инвалидам, малоимущим и другим социально незащищенным группам. В соответствии со ст. 51 УПК РФ определено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, во исполнение требований уголовно-процессуального законодательства и реализации конституционных прав на всех стадиях уголовного преследования законом предоставлено право на бесплатного адвоката.
Как это выглядит на практике? В быту существует утверждение, что бесплатный адвокат - хуже следователя. Это те адвокаты, которые существуют за счет государства. Раньше в судах им предоставлялась отдельная комната для приема: "дежурный адвокат".
Так вот, зачастую это защитник, который может себе позволить явиться в судебное заседание по уголовному делу, даже не ознакомившись с материалами дела, подписывает пустые бланки актов ознакомления с материалами дела и заключением экспертизы. При этом адвокат конфиденциально может сообщить своему подзащитному, что лучше во всем признаться: "подписаться на особый порядок", аргументировав свои рекомендации тем, что в противном случае он просто может получить максимальное наказание. В ходе судебного заседания они могут позволить себе абсолютно пассивную позицию - только что не спят. Я говорю об этом как человек, начавший свою профессиональную практику с работы помощника судьи районного суда по уголовным делам.
Для того чтобы закон действовал в полную силу, в том виде, в каком его хотят видеть законодатели, необходимо установить ограниченное количество участников (бюро) системы, допускаемых к работе по оказанию бесплатной юридической помощи населению, установить требования к уровню квалификации, определить достойный размер оплаты за представленные услуги. При этом государство должно в данном случае быть лицом, финансирующим проект, но не участвующим в его работе и организации.
Отношения между государством и юридическим бюро должны быть выстроены на договорных отношениях, то есть государство является лишь заказчиком. Только таким образом при оказании юридической помощи населению возможно будет обеспечить объективность, независимость и отсутствие предвзятости при разрешении проблем граждан.