Победительница Всероссийского Национального конкура "Женщина России - 2011" - Юлия Иванова приняла активное участие в митинге сторонников курса правительства, состоявшемся в столице Мордовии. В интервью "РГ" 35-летняя саранская бизнесвумен, депутат Госсобрания РМ и мать четверых детей рассказала о своей семье, работе и гражданской позиции.
В уютной квартире Ивановых, что в одном из спальных районов Саранска, гостей встречает веселый гомон детских голосов. Пока хозяйка суетилась в прихожей, глава семьи Виталий помогал по хозяйству на кухне, а старший сын - 19-летний Андрей - недавно вернувшийся из армии, держал оборону в окружении обступивших его со всех сторон визжащих сестренок - десятилетней Полины, девятилетней Лизы и трехлетней Софьи. В конце концов вооруженное подушками и плюшевыми медвежатами девчачье войско с победными криками оттеснило-таки бывшего десантника в угол, заставив его капитулировать.
Российская газета: Юлия Николаевна, современная молодая женщина, воспитывающая четверых детей - явление, прямо скажем, нечастое. Сегодня, к сожалению, прочно укоренился стереотип, что большая семья - это большие проблемы, в том числе и материального характера. В вашем доме, наоборот, - всем тепло и весело. Создавая семью, вы изначально планировали, что она будет многодетной?
Юлия Иванова: Начнем с того, что я сама из многодетной семьи - нас у мамы было пятеро. После развода она растила нас одна, и при этом сумела всех достойно воспитать и поставить на ноги. Кстати, в то время подобная ситуация никого не удивляла - многодетные семьи были нормой. И конечно, когда появился на свет наш первенец - а мамой я стала рано, в 16 лет - мы с мужем верили, что он тоже будет у нас не единственным. Хотя время было тяжелое - 92-й год... Тем, кому сейчас за 30, не нужно объяснять, что происходило тогда в стране. На слом эпох пришелся и пик падения рождаемости. Кстати, и стереотип о том, что большая семья - это непосильное бремя, во многом тоже - пережиток 90-х: именно тогда многодетные мамы стали редкостью, исключением из правил. Я хорошо помню те годы - женщины просто боялись заводить детей. И их нельзя было в этом упрекнуть - они вынуждены были думать о том, какое будущее ждет малышей, не желая обрекать их на прозябание. Сколько детей не появилось на свет тогда! Многие мои знакомые сейчас жалеют об этом, но ушедшего не вернуть.
Сегодня, конечно, ситуация другая. Женщины уже без опаски рожают второго, третьего ребенка, потому что стабильность и уверенность в будущем - это важный стимул. Мы можем планировать, где будем детей учить, лечить, куда отправлять на отдых.
В 2001 году в нашей семье родилась Полина, через год - Лиза, а потом - София… Я горжусь своими детьми: каждый из них - такой интересный человечек! И, кстати, четверо детей для нас - вовсе не предел!
РГ: Когда в декабре вы вернулись из Москвы с победой, как дети встретили известие о том, что их мама теперь - женщина №1 в России?
Иванова: Думаю, они и раньше были уверены в этом (смеется). Если серьезно, то, конечно, победой я во многом обязана моей семье - во время финального этапа, проходившего в Москве, муж и дети горячо поддерживали меня телефонными звонками из Саранска. "Женщина России" - новый конкурс, он проводился лишь в третий раз. Для меня было важно, что во главу угла организаторами ставится укрепление семейных ценностей - согласно условиям, участвовать в нем могут лишь замужние либо имеющие детей женщины. В отборочном этапе состязались представительницы 60 регионов страны, 14-ти из них удалось выйти в финал. По итогам интернет-голосования мне удалось уйти "в отрыв", набрав наибольшее количество голосов.
РГ: Тогда же, в декабре, вы были избраны депутатом Госсобрания Мордовии. Кстати, из 44 членов главного законодательного органа республики нового созыва женщин - всего пять...
Иванова: Конечно, я надеюсь, что со временем ситуация изменится. Это, кстати, наглядное свидетельство живучести еще одного стереотипа, который гласит, что женщине-де нужно выбирать: либо семья - либо самореализация. Для меня такого выбора не существовало. Дети никогда не были помехой ни для учебы, ни для карьеры. Наоборот - для меня это мощный стимул к развитию, к движению вперед. Именно благодаря им я в свое время решила изменить свою жизнь, покинув место начальника отдела кадров в госучреждении, и уйти в бизнес. Как говорится, лучший толчок вперед - это пинок сзади. Для меня таким пинком стало рождение третьей дочки Лизы. Вскоре после этого я открыла свое первое предприятие - салон красоты.
В политике я пока новичок. В Госсобрании РМ работаю в комитете по вопросам местного самоуправления. Конечно, многое хотела бы изменить, добавить ряд социальных программ. Но ведь не хлебом единым жив человек - а потому я поставила бы акцент на таких задачах, как возрождение культа семьи, возвращение к традиционным ценностям, нравственным основам, без которых, поверьте, очень тяжело жить. Я уверена, что если государство будет поддерживать эти направления, то совсем скоро - через пять-десять лет - многодетные семьи перестанут быть редкостью. Все предпосылки для этого есть.
РГ: Вы знакомы с проблемами становления бизнеса изнутри. С какими препятствиями вы сталкивались на этом пути? Приходилось ли давать взятки чиновникам?
Иванова: Нет. Ни разу. Правда. Я никогда не давала "на лапу" - даже гаишникам. Это мой принцип. Я всего добивалась сама - без денег и протекции. В начале бизнес-карьеры очень помогал муж - он юрист, у него тоже свое дело. На мой первый салон красоты собирали, помню, с миру по нитке. Пришлось даже залезть в долги - в то время о субсидиях начинающим предпринимателей можно было только мечтать. Сейчас бизнесмены могут рассчитывать на различные меры господдержки, хотя проблем еще хватает - это и высокие ставки по кредитам, и непомерная для новичков арендная плата. С годами у меня появилась возможность запустить новый проект - открыть сеть магазинов по всему городу. Сейчас под моим руководством работают порядка ста человек.
РГ: На субботнем митинге вы поддержали курс правительства, выступив от имени среднего класса. Носители протестных настроений, многие из которых также называют себя представителями среднего класса, нередко утверждают, что люди, которые участвовали в проправительственных акциях - это те, кого заставили туда пойти под угрозой увольнения. Что вы могли бы ответить оппонентам?
Иванова: Я могу сказать о себе - меня никто не заставлял. Вообще, в тот день я плохо себя чувствовала - на митинг пришла с высокой температурой. Но мне было важно услышать людей и донести до них свою позицию, которая проста и понятна. У меня четверо детей. Я ответственна за их будущее. Я хочу воспитать их успешными людьми. А для этого нам нужна стабильность. Та самая стабильность, благодаря которой, кстати, и сформировался тот самый средний класс, от имени которого и выступают сегодня люди с диаметрально противоположными мнениями.
А что касается оппонентов… Я многое могла бы им сказать. Да, проблем вокруг много. Но в активе нынешней власти - дела, реальные дела. Страна развивается, общество меняется - и мы все это видим. А с противоположной стороны - только склоки и популистские лозунги. В стане оппозиции много просто недовольных жизнью людей, которые ждут помощи. А вот их лидерами - теми, кто сегодня на площадях призывает к революции - движут вовсе не романтические пафос и стремление к справедливости: просто они хорошо усвоили, что на крушении империй можно заработать очень большие деньги…
После митинга я подходила к людям, которые пришли туда, мы много общались. Так вышло, что я всю жизнь ломаю стереотипы - и у меня это неплохо получается. По опыту знаю, что хорошей подпиткой для "протестных масс" служат иждивенческие настроения - когда человек считает, что ему все должны. И очень важно убедить его в том, что он сам может изменить свою жизнь, а не ждать чьих-то подачек. Я же смогла...