08.02.2012 00:22
Происшествия

В Свердловской области родители погибшей девочки ищут правду в суде

Суд увеличил срок водителю чиновника, сбившему школьницу, но вопросы к власти остались
Текст:  Елена Абрамова Светлана Добрынина (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (5701)
Читать на сайте RG.RU

Новое продолжение получила резонансная история о гибели 16-летней девочки из поселка Елань Тани Бороздиной, которую на поселковой дороге сбила чиновничья "Волга".

Во время повторного разбирательства суд не только признал вину водителя "Волги" Анатолия Нежданова, но и согласился с доводами обвинения: он был пьян, когда управлял VIP-авто.

Впрочем, это отягчающее обстоятельство на строгость приговора не особо повлияло. Нежданову на год увеличили срок наказания - с четырех до пяти лет в колонии-поселении. Хотя максимальный срок по статье 264 - семь лет лишения свободы. А требования родителей Тани взыскать с убийцы три миллиона рублей компенсации суд признал излишними, назначив водителю штраф в миллион. Но жители района, где произошла трагедия, недовольны не столько мягкостью приговора, сколько тем, что чиновники, участвовавшие в трагедии, остались безнаказанными.

С ярмарки ехали

Это уголовное дело в народе называют не иначе как "дело Клевца", ведь Нежданов - бывший водитель Николая Клевца, ныне члена правительства области. Клевец долгое время возглавлял Байкаловский район, где находится поселок Елань, а потом пошел на повышение. Он был назначен главой Восточного управленческого округа и стал членом регионального правительства. Служебную "Волгу" сменил на "Тойоту", но бывшего водителя не забыл: нравилось чиновнику петь под гармошку, на которой играл Нежданов.

В роковой для семьи Бороздиных день - 28 августа 2010 года - Николай Клевец был в числе высоких гостей, посетивших Ирбитскую ярмарку. После осмотра ярмарки чиновник решил отдохнуть от трудов праведных и поехал на пикник на одно из местных озер, славившихся хорошей рыбалкой. В его компании были председатель районной Думы Байкалово и главврач местной центральной больницы Геннадий Дорожкин. За рулем служебной "Волги" находился Нежданов, он был приглашен на пикник в качестве гармониста, услаждать слух собравшихся. Вечером приятели, довольные ухой и отдыхом, отправились обратно. Кортеж мчался по поселковым дорогам на скорости не менее 110 километров в час, несмотря на то, что асфальт был скользким после дождя.

Недалеко от поселка Елань по обочине той же дороги совершала свою традиционную вечернюю пробежку Таня Бороздина. С девочкой бежала ее тетя, на глазах которой и произошла трагедия и чьи показания в итоге не дали местным полицейским спустить дело на тормозах. Когда чиновничья "Волга" приблизилась к бежавшим, она почему-то резко вильнула в их сторону. Да так направленно, что авто на пустой дороге буквально выбросило на школьницу. От удара девочку откинуло на капот. "Волгу" протащило еще 15 метров, и она съехала в грязный кювет, а травмированный ребенок упал в придорожное болотце.

Вызывать автоинспекцию или "скорую" никто из чиновников не стал, хотя было ясно: девочка жива и изнемогает от боли. Они в первую очередь распорядились пригнать из ближайшей деревни трактор, чтобы вытянуть машину, и сняли с "Волги" номера. Только после того, как разобрались с авто, школьницу, по словам ее тети Ольги Субботиной, буквально за руки вытянули из болота и "закинули на заднее сиденье "уазика" главврача, да так небрежно, что едва не оторвали голову ребенка дверкой машины". Причем на все это безобразие, по словам очевидцев, Клевец наблюдал со стороны, не пытаясь хоть как-то помочь спасти девочку. Через несколько часов в больнице она умерла от полученных многочисленных травм и болевого шока. В заключении медиков сказано, что смерть могли спровоцировать многочисленные разрывы сосудов, полученные в том числе и от неправильной транспортировки в больницу. К тому же медики признали, что если бы даже спустя полчаса после трагедии приехала специализированная "скорая" и девочку подключили к аппарату искусственного дыхания, ребенок остался бы жив.

Ложь во спасение

Тракторист, вытаскивавший из кювета чиновничью "Волгу", утверждал, что водитель Анатолий Нежданов едва держался на ногах и от него пахло спиртным. Но после ДТП в той же больнице, где умирала Таня, Нежданов получил справку, что абсолютно трезв. У следователей возникли сомнения в ее подлинности.

Обоснованно не доверяя районной полиции, родители Тани потребовали, чтобы за расследование взялись не зависимые от местных чиновников следователи. Но даже после того, как к делу подключилось областное управление СКР, оно все равно шло очень сложно и неоднозначно, а показания сторон обвинения и защиты были диаметрально противоположны. Николай Клевец вначале никак не фигурировал в деле. Когда корреспонденты "РГ" после случившегося пытались разыскать чиновника, чтобы напрямую спросить о трагедии, его подчиненные в один голос утверждали: где находится начальник, не знаем и связаться с ним не можем. Тем не менее глава округа вынужден был публично признать, что ездил на ту рыбалку. Только он находился в другой машине и считает, что трагедия произошла случайно, своей вины в гибели девочки не усматривает. Позже по делу он проходил как свидетель. И во время показаний на первом судебном процессе настаивал, что ни разу не видел Нежданова пьяным. Впрочем, на втором судебном разбирательстве, где доказали: водитель "Волги" был пьян, - чиновник изменил свои показания, утверждая, что не видел, пил Нежданов или нет. Признать, что лжесвидетельствовал, член правительства явно не хотел. Но и в открытую сдавать "своего человека" тоже не стремился. Возможно, боялся, что всплывут обстоятельства, после которых чиновник из свидетелей перейдет в обвиняемые. А обстоятельства такие, на наш взгляд, есть.

Нежелание всех участников пикника признать, а уж тем более искупить свою вину - одна из главных особенностей этого дела. Даже слова раскаяния Нежданова на судебном процессе звучали как-то неестественно. Текст извинения перед родителями он читал по бумажке. И уже тем более скользко выглядит факт стремительного развода пожилого человека со своей женой Ольгой. Расторгнуть брачные узы Анатолий Нежданов решил после того, как родители Тани Бороздиной собрались предъявить иск о компенсации морального ущерба. В результате развода заслуженный водитель остался гол как сокол: дом переписан на экс-супругу, а семейный "Шевроле Круз" продан сыну. Что теперь возьмешь с Нежданова?! Нет у него ничего! Как нет, выясняется, ни чести, ни совести!

А судьи кто?

Мама погибшей девочки Светлана Бороздина рассказала:

- Нас поразило, что прокурор на первом судебном заседании требовал реального лишения свободы, а сегодня он просил лишь шесть лет колонии-поселения. На наш вопрос, с чем связана такая перемена в "принципиальности", он сослался на то, что прошло достаточно времени с момента преступления… Разве все эти полтора года я хоть на миг могла забыть о потери ребенка! А Нежданов все это время ел, пил, даже получал пособие по безработице. Словом, жил, тогда как Таню уже не вернуть! Все его слова, что он пытался с нами поговорить, - ложь. Как ложь и то, что он раскаивается! Я буду бороться за то, чтобы убийца моей дочери реально сидел в тюрьме! В прокуратуре Байкаловского района нам сказали, что обвинение до сих пор не решило, стоит ли обжаловать вынесенный приговор.

- Меня тоже уговаривают на этом успокоится, - призналась Светлана Бороздина. -Дескать, большего наказания не дадут, раз в деле замешаны чиновники. После смерти дочери я обращалась и в правительство области, и в минздрав с требованием наказать всех участников этого преступления. Но, видимо, там решили, что одного водителя хватит. Остальные так и остались при власти.

ДТП со сбитым ребенком и свидетельские показания в суде, которые противоречили данным следствия, абсолютно не сказались на карьере многих участников тех событий. Николай Клевец по-прежнему является членом правительства области, а с главным врачом Байкаловской больницы Геннадием Дорожкиным региональный минздрав продлил контракт на занимаемую должность. По нашим сведениям, только отложили вопрос о присвоении ему звания "Заслуженный врач России".

Остается добавить, что в отношении нарколога Байкаловской больницы возбуждено уголовное дело. Врача Зафарову подозревают в служебном подлоге, а инспектора ГИБДД Пименова в заведомо ложных показаниях. Кроме того, родители девочки уверены, что многие свидетели, которые могли бы это подтвердить, боятся идти в суд. И понятно почему: Клевец-то остался при власти. 

Важно

Вопросы, оставшиеся без ответа

1 В правительство Свердлов­ской области: может ли занимать высокую должность человек, который лжесвидетельствовал в суде и не пытался оказать помощь ребенку?

2 В суд: помимо приговора судья имеет право выносить частное определение по любому делу. Неужели обстоятельства этого преступления не задели представителя правосудия или личности участников ДТП не позволили давать оценку?

3 В прокуратуру: у нас в УК не существует статьи о лжесвидетельстве?

Справка "РГ"

Согласно части 1 статьи 307 УК РФ, преступлением признаются заведомо ложные показания, давая которые лицо сознательно искажает известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение для расследования или приговора. Наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или... арестом на срок до трех месяцев.

Прямая речь

Евгений Куйвашев,  представитель президента РФ  в УрФО:

- Ситуация действительно вызывает много вопросов. Как к управляющему округом, так и к главе районной больницы. Я считаю, должностные лица, которые не понимают, что сделали, требуют особого внимания. Именно поэтому мы в ситуации и разбираемся. Впрочем, есть иные примеры. Недавно мэр одного из свердловских городов подал в отставку, когда стало известно: его род­ственники замешаны в торговле наркотиками. Но я отдаю себе отчет в том, что мы в начале пути становления такого правосознания, когда чиновники чтут не только Уголовный кодекс, но и общественную мораль.

Валерий Задорин, руководитель следственного управления СКР по Свердловской области:

- Погибла девочка, и в этом оказались замешаны чиновники. К сожалению, мы не нашли оснований полагать, что их действия были умышленными. Да, имело место ДТП в результате неосторожных действий водителя. Понятно, что не совсем адекватно и правильно действовали те, кто в тот момент там оказался. Мы дали этому принципиальную оценку. Я сам лично подписывал представление губернатору и председателю правительства области о наказании этих людей, которые, как мы считаем, создали почву для ДТП.
Но, к сожалению, сегодня закон не позволяет привлечь к ответ­ственно­сти за то, что "скорую" во­время не вызвали и девочку транспортировали в больницу не так. Да, чиновники не оказали помощь, которая должна быть оказана любым гражданином. А если ты чиновник, спрос и ответ­ственность - еще больше.

Следствие Свердловская область Урал и Западная Сибирь