Александр Доркин
"Эпохи"
10 февраля в Центре современного искусства "Винзавод" открывается выставка общенационального проекта "Лучшие фотографии России-2011". Вот уже четвертую зиму подряд в Цехе белого и в Цехе красного она отправляет нас в путешествие по стране. О проекте нам рассказала его организатор, создатель и руководитель ЦСИ "Винзавод" Софья Троценко.
Софья, в Москве проходит так много фотовыставок, для чего был создан проект "Лучшие фотографии России"?
Софья Троценко: Как вы справедливо отметили, среди множества выставок мы создали проект, который состоит из ежегодного конкурса (в нем принимают участие люди из всех регионов России), а работы победителей уже составляют выставку и альбом. "Винзавод" тем и отличается, что организует и проводит не просто выставки, а общенациональные проекты в разных направлениях современной культуры: фото, дизайна, визуального искусства. "Лучшие фотографии России" - самый первый и самый масштабный проект. Его идея - "создать" фотолетопись России, зафиксировать нашу страну глазами ее жителей. Поэтому очень важно, что принять участие может любой. Есть всего два условия: снимок должен быть сделан в России и в год проведения конкурса. При этом мы сделали профессиональный проект: каждый любитель фотографии, а не только мастер фотоискусства, имеет возможность проявить себя и быть оцененным квалифицированным жюри.
Участвуют и профессионалы, и любители, но у них же разные технические возможности…
Софья Троценко: У нас нет жестких технических требований, поэтому побеждают очень разные кадры. Участвуют фотографии снятые и на пленку, и на цифру. На Почте России есть специальный ящик - на него люди, не имеющие интернета, могут присылать свои работы. Их немного, но каждый год есть. Для нас самое главное - кадр и эмоция, которая на нем запечатлена. Единственное, если снимок сделан на непрофессиональную камеру и он небольшого разрешения, мы просто печатаем его в небольшом формате. Но он равноправно выставляется рядом с фотографией в высоком качестве.
Как проходит голосование за лучшие работы?
Софья Троценко: В этом сезоне мы получили около 30 тысяч снимков - это очень много. У нас есть люди, которые осуществляют премодерацию. Жюри видит фотографии без имени автора и остальных параметров. Только кадр. Каждая работа оценивается по пятибалльной системе. В этом году на выставке 304 работ.
Как при таком объеме вы отслеживаете, действительно ли фотография сделана в этом году?
Софья Троценко: Проверяем, но иногда, если мы что то пропускаем, помогают зрители. Например, нам пришлось снять несколько работ победителей в этом году. Все фотографии проекта опубликованы на сайте проекта, и нам написали посетители сайта, что некоторые фото были сделаны раньше или уже выставлялись. Такие вещи встречаются, но не часто. Мы надеемся на честность людей. Лестно, конечно, что люди готовы пойти на обман ради участия в проекте, но это вопрос самоконтроля и внутренней порядочности.
Есть ли номинации, которые не пользуются особым интересом участников?
Софья Троценко: У нас пять рубрик: "Люди", "Природа", "Архитектура", "События" и "Стиль". Меньше всего фото традиционно приходит в "Стиль". В ней обычно участвуют фэшн-фотографы: им сложно себя проявить, ведь глянцевых журналов немного. Каждый год находятся потрясающие работы и открываются новые имена людей из регионов. Партнеры проекта выбирают победителей в каждой рубрике и вручают свои призы. В этом году в рубрике "Стиль" выбрал победителя и закажет ему съемку журнал "Glamour", а в рубрике "Природа" - журнал "Discovery". Издания ведь тоже заинтересованы в новых авторах. Так что кроме глобальной цели - создание фотолетописи страны - мы даем возможность людям сделать так, чтоб их заметили. Кстати, "Российская газета" в этом году впервые выбирала победителя в рубрике "События".
Традиционный лидер среди всех рубрик по количеству присылаемых фото - "Природа". Благодаря этому понимаешь, насколько разнообразна наша страна.
Вот уже четыре года вы смотрите на Россию глазами фотографов, что меняется в их взгляде, что появляется нового?
Софья Троценко: Сейчас все больше и больше внимания уделяется черно-белой фотографии. Она возвращается, а ведь черно-белые снимать сложнее, чем цветные. В следующем году проекту исполнится пять лет, и мы планируем подвести небольшой итог. Например, в рубрику "Архитектура" приходит много фотографий храмов. Часто встречаются просто восхитительные памятники архитектуры, которые сейчас сложно найти. Может, сформируем выставку из непоказанных работ прошлых лет.
"Российская газета" в этом году впервые будет выбирать и награждать победителя в рубрике "События".
Традиционный лидер среди всех рубрик по количеству присылаемых фото - "Природа". Благодаря этому понимаешь, насколько разнообразна наша страна.