10.02.2012 00:07
Культура

На Берлинском кинофестивале будет представлен новый 3D-проект Алексея Попогребского

Русские международные проекты на Берлинском кинорынке
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №29 (5702)
Читать на сайте RG.RU

Первые дни 62-го Берлинале отмечены массированной атакой французского кино. В четверг фестиваль открылся конкурсным фильмом Бенуа Жако "Прощай, моя королева", в пятницу за обладание "Золотым медведем" будут состязаться "Возвращение домой" Фредерика Видо и "Сегодня" Алена Гомэса.

Открылась и вторая по значению программа - "Панорама". Этот парад независимого кино попутно выполняет обязанности главного поставщика претендентов на премию "Тэдди" - в конкурсе фильмов на гомо-лесбийскую тематику, жюри которого уже много лет работает в Берлине. Для участия в "Панораме" допущен единственный на Берлинале полнометражный фильм из России - "Конвой" Алексея Мизгирева, он будет показан в воскресенье.

В пятницу открывается и первый в 2012 году международный кинорынок. Его долгожданная новинка: возник объединенный стенд "Кино России". Не разрозненные, разбросанные по всему рынку прилавки с одиноко мерцающими мониторами, как было всегда, а нормальная, броско поданная секция национального кино. Она собрала под своей крышей семь больших и малых российских компаний, предлагающих мировым дистрибьюторам наши картины. "Впервые на кинорынке Россия будет представлена так же достойно, как Unifrance или German Films", - говорит глава международного департамента Фонда кино Елена Романова. И обещает: "Все будет красиво, стильно - по-настоящему".

И действительно, как писали на афишах "Годзиллы", - "размер имеет значение". Еще не павильон, но  уже некоторая "российская территория", куда можно наведаться, выпить чаю из хайтековских самоваров, отведать фирменных шоколадок с логотипами русских фильмов и русского Фонда кино. На мониторах крутятся кадры наших картин - налетай, покупай!

Но главная задача международного департамента, рассказывает Елена Романова, - развивать совместное кинопроизводство: "Россия должна стать полноценным игровом на поле мирового кинопроизводственного процесса".

В дни Берлинале на русском стенде предусмотрена обширная деловая программа. Созданный недавно российско-германский Co-Development Fund займется финансовой поддержкой перспективных проектов уже на стадии их разработки. Выигравшие конкурс проекты получат безвозмездную поддержку от Фонда кино и его немецких партнеров. Сколько таких проектов окажутся удачливыми, пока трудно сказать, но, утверждает Елена Романова, при необходимости общий фонд может быть увеличен.

Иными словами, 3D это идеальный инструмент для создания миров, которые превосходят нашу обыденную реальность

Заявки от соискателей уже рассмотрены, среди них шесть проектов немецких продюсеров и режиссеров, а с российской стороны предложены работы Александра Миндадзе, Алексея Учителя, Бакура Бакурадзе, Алексея Федорченко - всего 16 потенциальных хитов проката, тематически связанных с Россией и Германией. Окончательное их обсуждение совместно с немецкими партнерами прошло в среду, и сегодня вечером на стенде "Кино России" будут официально объявлены проекты-победители - они и получат гранты.

В воскресенье созданная в прошлом году Франко-российская киноакадемия соберет свой административный совет, который утвердит план работы на 2012 год. Свою важную функцию выполняет на кинорынке и так называемый Coproduction Market: его задача - помочь найти партнеров по совместному производству будущих картин. Понедельник здесь - день России: оригинальный проект 3D-фильма Lost Rooms ("Пропавшие комнаты") представят режиссер Алексей Попогребский и продюсер Роман Борисевич.

Проект Попогребского Lost Rooms уже получил грант Российско-французской академии и был успешно представлен на кинорынке в Роттердаме. Корреспондент "РГ" попросил режиссера подробнее рассказать об этом интригующем, но еще не снятом фильме.

Алексей Попогребский: Это тот самый 3D-проект, который вызревает давно. Уже "Аватара" я шел смотреть целенаправленно - хотел почерпнуть что-то полезное для моей истории. Она требует объемного изображения - это в ней важное драматургическое средство. Рассказ пойдет о восемнадцатилетней девушке, обладающей способностью видеть объемное пространство там, где все видят только плоскость. Все в фильме будет построено на визуальных эффектах, которые не случайны - они связаны с психологией восприятия. Иллюзии восприятия - это была одна из моих любимых тем, когда я учился на факультете психологии МГУ. Ну как можно описать красный цвет? Красный и есть красный. Точно так же и здесь визуально все будет очень эффектным на экране, и одновременно - неожиданно простым. Но важно, что эти эффекты будут - если пользоваться брехтовским, или даже обериутским термином - "остранять" наше обычное восприятие. Мы привыкли видеть мир таким, каким он нам кажется, зачастую не замечая самых очевидных, но при этом неожиданных вещей.

Звучит интригующе.

Алексей Попогребский: Я на это как раз и надеюсь. По жанру это современная сказка, в основе, однако, вполне которой достоверная реальность.

Насколько я могу судить, это будет едва ли не первый фильм, сама идея которого порождена возможностями 3D. Объемность изображения в нем элемент не украшательский, а содержательный и смысловой, без него не было бы фильма.

Алексей Попогребский: Получается, что так, хотя я не знаю, в какой мере мы - первые. Но аналоги мне неизвестны. Год назад я снял "пробу пера" в технологии 3D - короткометражную новеллу в альманахе "Эксперимент 5IVЕ", и убедился, что если интересно выстроить объемное изображение, то его можно смотреть и в 2D, но при этом возникает желание обязательно посмотреть и в 3D.

В этой технологии снято уже довольно много фильмов - в каких случаях ее использование кажется вам наиболее целесообразным?

Алексей Попогребский: 3D - очень мощный инструмент для создания миров, которые выходят за наш обыденный опыт. Джеймс Кэмерон - большой фанат и энтузиаст подводного мира, т.е. мира, существующего рядом с нами, но совершенно иного. И в "Аватаре" с помощью 3D он создал очень яркий, убедительный и невероятно интересный мир. Есть и второй замечательный образец использования 3D - "Пина" Вима Вендерса. Это тоже погружение в "параллельный мир" хореографии Пины Бауш - тоже "иной", тоже в чем-то неожиданный и невероятный. Вендерс говорил, что он давно хотел снять этот фильм, но не знал - как. И только появление 3D дало ему ключ к решению. Иными словами, это идеальный инструмент для создания миров, которые превосходят нашу обыденную реальность.

Проект - международный?

Алексей Попогребский: Как и его актерская команда. И действие будет происходить в некоей условной реальности, которую можно соотнести с любой европейской страной.

Пока рано что-либо предрекать, и все же - когда вы надеетесь закончить картину?

Алексей Попогребский: Ясно, что большая часть года уйдет на разработку и подготовку проекта. А съемки начнутся либо в конце года, либо уже в 2013 году.

Кадры в кадре

Наш специальный корреспондент на Берлинском кинофестивале Валерий Кичин приступил к работе. Самые интересные события он будет освещать в режиме онлайн-трансляции.

Мировое кино Наше кино