"На Кольском авралы отменяются" - под таким заголовком в ноябре прошлого года "РГ" рассказала о том, как на береговых технических базах Северного флота, перешедших от ВМФ к "Росатому", разгребают радиоактивные завалы "холодной войны". Не менее сложные задачи атомная госкорпорация решает и на Дальнем Востоке.
В Приморском крае готовят к сдаче в эксплуатацию уникальный объект - береговой контролируемый пункт изоляции аварийных атомных подводных лодок, некогда входивших в боевой состав Тихоокеанского флота. Всего на востоке страны скопилось более пятидесяти АПЛ, выведенных из эксплуатации и подлежащих утилизации. Но две из них - заказы 175 и 610 - были на особом учете, поскольку являли cобой опасные в радиационном отношении объекты с поврежденными реакторами и не выгруженным ядерным топливом.
Двадцать лет в отстое
Беда на подлодке К-431 произошла 10 августа 1985 года у причала судоремонтного завода ВМФ в поселке Дунай (тогда - Шкотово-22). Штатная операция перегрузки активной зоны реактора из-за допущенных военными нарушений привела к тепловому взрыву, гибели людей и радиоактивному загрязнению - акватории и береговых участков.
Информацию о том, что приключилось у причала 30-го СРЗ в бухте Чажма, сразу же засекретили. Но беда, как известно, не ходит одна. В декабре того же 1985 года произошла авария на другой подлодке Тихоокеанского флота - К-314, возвращавшейся с боевой службы. В результате ошибочных действий экипажа произошло осушение одного из реакторов с последующим перегревом и частичным расплавлением топливных стержней в активной зоне. Подводную лодку довели до берега, но из боевого состава ее пришлось исключить по причине высокого радиоактивного загрязнения.
Судьбу атомных субмарин, рядом с которыми дозиметры зашкаливали, решали почти четверть века. Готовых технологических решений на такие случаи не было, поэтому ученым и конструкторам пришлось на ходу решать, как отвести опасность при минимальном риске для людей и ограниченных на эти цели ресурсах. Отправив корабли-подранки в отстой, чтобы снизить уровни излучения за счет естественного распада изотопов, командование ТОФ было вынуждено взять на себя обязательства по обеспечению ядерной и пожарной безопасности аварийных АПЛ и поддержанию их на плаву.
Одновременно с этим проводились дезактивационные работы на загрязненных береговых участках, в том числе с удалением поверхностного слоя почвы, и локальная очистка морского дна в бухте Чажма. В разное время предлагалось и несколько вариантов (утилизации или захоронения) самих подлодок, но поддержки они не получили.
Переломным стал 2008 год, когда вышло поручение правительства РФ о создании в Приморье, в бухте Разбойник, пункта изоляции аварийных подводных лодок. Оно естественным образом продолжило масштабные работы по восстановлению инфраструктуры и реабилитации береговых технических баз на Севере и Дальнем Востоке, которые перешли от ВМФ к "Росатому" несколькими годами ранее. Организатором подобных работ в Приморье стал Дальневосточный центр по обращению с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами "ДальРАО" - филиал ФГУП "РосРАО" (дочерняя организация "Росатома").
С воды - на сушу
- При хранении аварийных АПЛ на плаву - даже с заглушенными реакторами - опасность радиоэкологических инцидентов с каждым годом возрастает, - раскрывает существо проблемы вице-адмирал в отставке Николай Лысенко, директор Дальневосточного центра "ДальРАО", а ранее - заместитель командующего Тихоокеанским флотом. - Поэтому судьбу заказов 175 и 610 надо было решать во что бы то ни стало. И прежде всего - исключить вероятность нештатных ситуаций. А для этого, с учетом всех прочих обстоятельств, был один путь - переместить их на твердое основание и должным образом изолировать.
Легко сказать - поднять с воды и укрыть атомоход водоизмещением более 5 тысяч тонн! Да при том, что работать надо в высоких радиационных полях. Но решение было найдено, проект утвердили, финансирование под него правительство России гарантировало. И определило твердые сроки исполнения: первая очередь объекта (укрытие N 1) - середина 2011 года, вторая (укрытие N 2) - ноябрь 2011-го, ввод всего объекта в эксплуатацию - июнь 2012 года.
Первым делом была произведена герметизация реакторных отсеков на аварийных АПЛ, а сами они подготовлены к буксировке на судоремонтный завод "Звезда" в Большой Камень. Там, по уже отработанной схеме, обрезали кормовые и носовые отсеки АПЛ и cформировали так называемый трехотсечный блок - реакторный плюс два смежных.
А Тихоокеанская строительно-производственная компания, выигравшая тендер, объявленный "Росатом", начала тем временем масштабные подготовительные работы в бухте Разбойник.
- Пришлось срубать большой участок скалы, чтобы создать горизонтальную площадку, а в ней - котлован 250 на 60 метров и глубиной четыре с половиной, - поясняет прямо на месте действия Николай Лысенко. - Затем, для соединения с морем, пробили канал с затвором из шпунтовой стенки. Работы выполняли поэтапно. Второго июня на специальном понтоне завели в укрытие трехотсечный блок, сформированный из 175-го заказа. Потом воду из канала откачали и установили стену между первым и вторым укрытиями. А осенью канал снова заполнили водой и по той же схеме, на понтоне, 12 ноября завели в укрытие N 2 трехотсечник 610-го заказа. В последующем проводили бетонные работы уже непосредственно на укрытии. Одновременно с этим усиливали и совершенствовали комплекс инженерно-технических средств, предназначенных для физической защиты нашего хозяйства в бухте Разбойник.
Вся эскадра под его началом
Как и подобает адмиралу (несмотря что в отставке), Лысенко и на смотровой площадке ощущает себя словно на ходовом мостике атомохода - ни от ветра, ни от прямых вопросов лицо не прячет. Внизу, у подножия срубленной скалы, в лучах заходящего зимнего солнца поблескивают обнаженными ребрами-шпангоутами остатки былой мощи Тихоокеанского ракетно-ядерного флота - наследие "холодной войны".
- Сейчас здесь на плаву 54 трехотсечнных блока утилизированных АПЛ и три судна атомного технологического обслуживания, - обводит рукой и взглядом свою нынешнюю "эскадру" адмирал-директор. - А в стороне - уже почти готовая к приему береговая площадка на сто одноотсечных блоков. Первая очередь - 28, вторая - 72. В скором времени начнем разделку. Причем в отличие от наших коллег из "СевРАО" и их объекта в губе Сайда на Кольском полуострове, где формированием одноотсечных блоков занимается судоремонтный завод "Нерпа", мы эту процедуру будем выполнять своими силами...
Чрезвычайно важные работы, что ведут в Приморье дальневосточный филиал "РосРАО" и его главный подрядчик - Тихоокеканская строительно-производственная компания во главе с Сергеем Терентьевым, - требуют и сопоставимых по масштабу затрат. Причем в отличие от ситуации на Кольском полуострове, где велика доля зарубежной помощи в возведении объектов инфраструктуры, на Дальнем Востоке практически все расходы покрываются по решению правительства России из федерального бюджета.
Нынче, в связи в началом работ по разделке трехотсечных блоков, "ДальРАО" планирует открыть у себя еще до 200 рабочих мест - для газорезчиков, крановщиков, стропальщиков, маляров, водителей. Специалисты, уверен Николай Лысенко, к ним пойдут. И потому, что организация уже который год демонстрирует устойчивую работу, и потому, что средняя зарплата превысила 35 тысяч рублей - для Приморья совсем неплохо.
А еще, наверное, потому, что здоровье людей здесь берегут и в рублях не измеряют. С атомом тут на "вы": соблюдение норм радиационной безопасности - важнейший приоритет. За время работ с аварийными АПЛ (а это была по-настоящему уникальная операция) никто из сотрудников "ДальРАО" не переоблучился. Как, впрочем, и при работе с другими радиационно опасными объектами, что говорит о высокой квалификации специалистов и грамотной организации дела.
54 реакторных отсека АПЛ Тихоокеанского флота будут подняты с воды специалистами "Росатома" и поставлены на бетонное основание для длительного и контролируемого хранения - с перспективой вторичного использования незагрязненных корпусных конструкций.