11.02.2012 17:23
Культура

На Берлинале показали картину "Жутко громко и запредельно близко"

"Жутко громко и запредельно близко" на Берлинском кинофестивале
Текст:  Валерий Кичин
Читать на сайте RG.RU

"Жутко громко и запредельно близко" Стивена Долдри - пока единственный фильм начавшегося в четверг Берлинале, сделанный на уровне искусства. Он метафоричен, великолепно снят и блестяще сыгран, но на премии не претендует - идет вне конкурса.

В основе фильма роман Джонатана Фоера, причем сценаристы сохранили сугубо литературный стиль диалогов, который выводит сюжет далеко за рамки бытового события, делает его подобием интеллектуального расследования.

Фабульно это своего рода детектив: девятилетний Оскар находит в вещах погибшего отца ключ в конверте с надписью "Блэйк" и начинает почти безнадежные поиски человека с этим именем в огромном Нью-Йорке. Но сам тип маленького героя необычен: судя по всему, он страдает легкой формой аутизма, синдромом Аспергера, - поэтому Оскар замкнут, обостренно импульсивен, способен к непредсказуемым поступкам, но не по годам умен и красноречив. Он живет в постоянном предощущении какой-то катастрофы, учиняет себе жутковатые психологические испытания, его тянет то в ад автомобильного трафика, то на железнодорожные мосты, где грохочут составы.

Его преследует видение гибнущего отца. Когда рушились небоскребы Всемирного торгового центра, его отец был на 106-м этаже, и автоответчик сохранил его отчаянные прощальные звонки из обреченного здания. Эти записи Оскар теперь беспрерывно слушает, словно пытаясь наладить с погибшим отцом некую духовную близость. Он снова и снова прокручивает в памяти кадры человека, падающего из горящего небоскребы, в этом силуэте ему чудятся черты отца. И он беспрерывно думает о смерти, которая за каждым углом: "Отец тоже не собирался умирать" - отвечает он матери, когда та пытается отвлечь его от замогильных мыслей.

Долдри пишет свой фильм как живописную картину - мазками: традиционного "линейного" рассказа нет, действие как бы дискретно, эпизодично и в то же время едино - как разбитая на такты мелодия. Важна атмосфера, музыка Александра Деспла здесь как натянутый нерв - это фильм одного навязчивого состояния: даже стаи голубей летают с угрожающим гулом. Всем строем картины режиссер подчеркивает, что эта неправдоподобная история прежде всего метафорична: перед нами образ кровоточащей памяти о том дне, который всю Америку заставил постоянно думать о "запредельно близкой" опасности. В роли Оскара совершенно замечателен девятилетний Томас Хорн, который с недетским мастерством выполняет невероятно сложные актерские задачи. Его накаленные диалоги с Сандрой Баллок и Томом Хэнксом изумляют зрелостью и глубиной.

К сожалению, в последней трети фильма он теряет ритм, зато становится пафосным, сантименты достигают максимального уровня. Хотя и это можно понять: когда речь идет о национальной трагедии такого масштаба, какая случилась 11 сентября в Нью-Йорке, скорбь не имеет чувства меры.

Премьера картины в России ожидается в начале апреля.

Мировое кино Германия