13.02.2012 00:30
Власть

Михаил Маргелов: "Открытое правительство" еще в начале пути

Куда будут вхожи члены "Большого правительства"?
Текст:  Михаил Маргелов
Российская газета - Федеральный выпуск: №30 (5703)
Читать на сайте RG.RU

8 февраля текущего года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытое правительство". Я вошел в эту группу.

Действительно, президентскому проекту "Большое правительство", по сути замысла, более подходит наименование "Открытое правительство". Оно еще в начале пути. Пока решено создать при обычном "узком" правительстве совещательный орган. В нем получат места бизнесмены, работники культуры, журналисты, общественные деятели, иначе - представители активно формирующегося у нас гражданского общества. И этот совет граждан будет вхож в ныне для них закрытые двери российских министерств и ведомств. Это уже хорошо, потому что подорвет конспирологию, которой наши бюрократы непременно окутывают свои канцелярии. Ведь, чем больше тайн в их работе, тем тучнее и коррупция, метко называемая в русском языке мздоимством и лихоимством.

Конечная же цель "Открытого правительства" - непосредственное участие гражданского общества в управлении страной. Но нашу бюрократию в делах конкретных перещеголять трудно, и потому одним только совещательным органом при ней такого участия не достигнешь. Чтобы "Большое правительство" стало действительно большим правительством, без кавычек, а главное - открытым, нужны инструменты, которые расширили бы его работу. Созданием этих инструментов и займется учрежденная указом президента рабочая группа. Для меня, международника, важно, что указ предусматривает учитывать предложения международной инициативы - "Партнерства - Открытое правительство".

В сентябре прошлого года на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН родилась инициатива, подобная нашей - создание международного "Партнерства - Открытое правительство". Полгода не прошло, а в нем уже восемь членов. У всех у них парламенты, у одних - старейшие в мире, у других - помоложе. Но опыт и самых старых парламентских стран указывает, что только парламента мало, когда речь идет о прямом участии граждан в управлении страной. Пока в Партнерстве - Бразилия, Великобритания, Индонезия, Мексика, Норвегия, США, Филиппины, ЮАР.

Есть парламенты и еще у 43 государств, которые вот-вот станут членами Партнерства. Среди будущих новичков наши соседи. Это - Армения, Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва, Украина, Эстония. Так что ни о какой подмене функций парламента и речи нет. Через правительственные сайты граждане одних стран уже напрямую выходят, а других - будут выходить к властям с предложениями. К властям всех уровней.

Например, в Великобритании таким путем общественность потребовала лишить льгот и привилегий участников недавних городских погромов. За это в интернете проголосовала четверть миллиона англичан. И Департамент труда и пенсий тотчас начал в этой проблеме разбираться. А вот пример влияния граждан на другой уровень британской власти - муниципальный.

Жители одного из городов пожаловались на нарушение правил парковки.

Жалоба была удовлетворена через несколько часов. Эффект достигается за счет того, что предложения и пожелания любого масштаба попадают в публичное поле. Такого рода примеры можно привести и из практики работы Открытого правительства в США и других, вступивших в международное Партнерство странах. И нашей рабочей группе предстоит предложить такие инструменты, чтобы эта публичная сфера неизбежно создавала "атмосферу контроля".

Полагаю, что, выполняя указ президента, мы естественным образом выполним требования международного "Партнерства - Открытое правительство". Так, при вступлении в Партнерство Бразилия обещала повысить прозрачность работы правительства. США - наладить партнерство власти с корпорациями в части раскрытия доходов от эксплуатации государственных недр. Мексика увеличит объемы открытых публикаций по тратам бюджета, образованию, безопасности. И т.д. То есть каждая страна в этом Партнерстве на самом деле озабочена тем, чтобы разблокировать свои гражданские общества на актуальных именно для данной страны направлениях. Такие направления известны и у нас. Да и общие задачи нашего Открытого правительства не противоречат декларации международного партнерства. Потому что и нам не обойтись без повышения доступности информации о деятельности государственных органов, без поддержки гражданского участия и доступа к новым технологиям открытости и подотчетности. Открытое правительство - это следование принципу, согласно которому государство и граждане - равные субъекты права.

Считаю, что нам следует присоединиться к "Партнерству - Открытое правительство". Мы получим непосредственный доступ к опыту членов этой организации в части современных практик государственного управления, национального строительства, борьбы с коррупцией и проч.

Это будет способствовать развитию конструктивной связи российского гражданского общества с российской властью.

Внешняя политика Внутренняя политика Президент Совет Федерации